|
|
N°133, 27 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По образу и подобию
На экраны США выходит главный блокбастер сезона «Планета обезьян»
Сегодня в американский прокат выходит «Планета обезьян» -- фильм, который обещает стать самым важным событием голливудского лета-2001. После него взрывы бомб в «Перл-Харборе» наверняка покажутся треском бракованных хлопушек, а динозавры из третьей серии «Парка Юрского периода» -- безобидными ящерками, прозябающими в юннатском террариуме. Нетрудно также уже сейчас практически со стопроцентной уверенностью предположить, кому по итогам года достанутся «Оскары» как минимум за работу художника, костюмы и грим. И все потому, что за повторную экранизацию классического романа Пьера Буле взялся не кто иной, как Тим Бартон. Автор двух первых -- и лучших -- «Бэтменов» нового поколения, «Эда Вуда» и «Сонной лощины», самый талантливый и необычный современный режиссер из тех, кому разрешают ставить блокбастеры. «Планета обезьян» -- самый масштабный и самый дорогой (бюджет 100 миллионов долларов) на сегодня фильм Бартона. Сейчас он, пожалуй, единственный человек в Голливуде, которому хватит фантазии по-настоящему эффектно потратить эти деньги.
Впервые «Планета обезьян», экранизированная Фрэнклином Шеффнером, появилась в 1968 году -- и фильм этот до сих пор входит в число самых значительных произведений кинофантастики всех времен. История об астронавтах, приземлившихся на планету, управляемую приматами (а потом обнаруживших, что планета эта -- их родная Земля, только в будущем), имела такой успех, что вскоре вышло еще четыре продолжения, куда менее впечатляющие с точки зрения художественных достоинств, но сохраняющие тот самый неповторимый, почти трэшевый флер, из-за которого весь сериал в целом до сих пор считается культовой классикой. Зацикленный на «мусорной» классике киноман Бартон явно понимает все эти нюансы лучше прочих -- и потому его кандидатура кажется куда более уместной, нежели, скажем, Оливера Стоуна, в свое время интересовавшегося этим проектом. Судя по рекламным кадрам новоявленной «Планеты» и рекламным роликам, Бартон соединил научную фантастику со стилистикой «пеплума» -- фильма из античных времен, переживающего второе рождение после триумфа «Гладиатора». Поэтому неудивительно, что воины-гориллы облачены в доспехи, в которых вполне уверенно чувствовали бы себя римские легионеры, что во главе обезьяньего общества стоит сенат и что борьба людей во главе с космическим путешественником Дэвидсоном (его играет Марк Уолберг -- «Ночи в стиле буги», «Коррупционер», «Три короля») с диктатурой приматов очень напоминает не раз изображенные в кино восстания всевозможных спартанцев. А настоящую, неразумную обезьяну, которую Дэвидсон берет с собой в космос еще до того, как начинаются настоящие приключения, зовут Периклом.
Известно, что для фильма были отсняты пять разных финалов: какой именно вошел в окончательную версию, американцы узнают уже сегодня. А вот узнать появляющихся на экране актеров будет гораздо сложнее -- из заявленных в титрах звезд только Уолберг да Крис Кристоферсон появляются в своем реальном обличье. Все остальные знаменитости, среди которых Тим Рот, Хелена Бонем-Картер и Майкл Кларк Данкан, скрывают лица под сложнейшим обезьяньим гримом. Есть сведения, что многие голливудские звезды без особой помпы снимались в ролях обезьян -- просто по дружбе. Среди них, кстати, и ветеран Чарлтон Хестон, сыгравший в первой «Планете обезьян» главного героя. У нас оригинальные фильмы о планете обезьян можно было увидеть только по телевизору. Так что для большинства зрителей именно вариант Бартона окажется точкой отсчета, первой и единственной версией этой удивительной истории. Впору сетовать на засилье копий-новоделов в отсутствие оригиналов. Но Бартон, как ни крути,-- случай особый. Потому киноманам остается нетерпеливо ухать, подпрыгивать и почесываться. Ждать осталось недолго -- российская премьера «Планеты обезьян» намечена на начало сентября.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ