|
|
N°133, 27 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мост между Европой и Азией
Транссибирская магистраль в буквальном смысле слова раздвигает границы, в том числе и политические. Если после полувека глухой изоляции друг от друга КНДР и Южная Корея согласятся приоткрыть свою границу, то они это сделают ради выхода на Транссиб.
Во время визита в Сеул в феврале этого года президент России Владимир Путин выдвинул масштабный проект соединения железных дорог Северной и Южной Корей с Транссибом. Для этого Транскорейскую магистраль, разделенную, как и вся страна, по 38-й параллели, надо дополнить веткой до российского пограничного перехода Хасан и далее -- до Владивостока, где она будет соединена с российской железнодорожной сетью. Маршрут пройдет от южнокорейского порта Пусан, через Сеул и Пхеньян и далее по российской территории откроет корейским товарам новый путь в страны Европейского Союза. Срок доставки грузов по нему будет в полтора-два раза меньше, чем по используемому сейчас морскому маршруту через Тихий и Индийский океаны. Открытие сквозного железнодорожного сообщения на Корейском полуострове обсуждается сейчас руководством двух расположенных там государств. В Южной Корее, не дожидаясь конца этих переговоров и, видимо, не сомневаясь в их результате, уже начали восстановление дорожного полотна.
Большие перспективы открывает также проект продления Транссиба через Татарский пролив на Сахалин и далее в Японию. Сейчас грузы с материка на Сахалин плывут паромами. Установление надежного, не зависящего от капризов морской погоды железнодорожного сообщения с единственной островной областью России само по себе даст мощный толчок экономике этих мест. Специалисты МПС рассматривают два варианта преодоления пролива: туннель и мостовой переход. Как заявил недавно министр путей сообщения Николай Аксененко, расчет надежности и эффективности показывает, что по обоим этим критериям предпочтительнее мост.
Если же затем соединить южную оконечность Сахалина с севернояпонским островом Хоккайдо, то Страна восходящего солнца впервые в своей истории получит прямое железнодорожное сообщение с внешним миром. А Сахалин, который сейчас лежит в стороне от торговых путей между Японией и Европой, станет транзитным пунктом на этом оживленном маршруте. При наличии финансирования, считают специалисты, туннель между Сахалином и Японией можно пробить за 6--7 лет.
Главное преимущество транссибирской магистрали перед прочими евроазиатскими маршрутами заключается в скорости перевозки и сравнительно невысоких издержках. Чтобы максимально использовать это преимущество, МПС разработало проект продления российской железнодорожной колеи на Запад -- через территорию Польши до чешского города Богумин. Широкая колея российского стандарта позволит избежать замены колесных тележек на границе и связанных с этим потерь времени.
Иван Петухов