|
|
N°77, 05 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как похищают из России самолетами
Таджикского оппозиционера вывозили из Москвы через сауну
Полностью подтвердились сообщения о том, что председатель демпартии Таджикистана Махмудрузи Искандаров, бесследно исчезнувший в подмосковном Королеве в ночь на 16 апреля, похищен и тайно вывезен в Душанбе (см. «Время новостей» от 27 апреля). Наша газета предполагала, что правда о случившемся выйдет наружу, как только к оппозиционеру, оказавшемуся в СИЗО министерства нацбезопасности Таджикистана, будет допущен адвокат. Так и случилось.
Азам Бадриддинов, адвокат лидера таджикской демпартии, пересказал на пресс-конференции в Душанбе со слов Искандарова, встретившего 3 мая в СИЗО свой 51-й день рождения, подробности случившегося. Вечером 15 апреля он вышел прогуляться вместе со своим другом Виктором Лошко, у которого остановился. Во дворе к нему подошли несколько человек в форме ГИБДД, после чего Искандаров обнаружил, что территория вокруг дома оцеплена. Без каких-либо объяснений его заковали в наручники, посадили в легковую автомашину, отвезли метров на 500 в сторону и пересадили в автобус. Затем похищенного привезли в какую-то сауну, где с него сняли наручники и надели другие, после чего вывезли в лес, натянули на лицо маску, а сверху еще повязку и передали другим людям. По словам Искандарова, похитители говорили между собой на русском языке без акцента. Через полчаса его уже привезли в аэропорт.
Отметим, что эта деталь хорошо согласуется с информацией о том, что политик был вывезен из России с военного аэродрома Чкаловский, поскольку только до него можно было доехать за столь короткое время из окрестностей Королева, аэродром расположен в том же направлении от Москвы.
В самолете Искандаров с повязкой на голове мог слышать только «приветливый голос стюардессы», другой характерной для гражданских рейсов информации он не слышал. Рядом с ним, как он понял, сидели «здоровые ребята, видимо, сопровождающие».
Утром 17 апреля, сразу после приземления самолета, оппозиционера передали таджикским правоохранительным органам. Адвокат не стал уточнять, не является ли преднамеренным введением общественности в заблуждение то сообщение генпрокурора Таджикистана Бобохонова от 26 апреля, когда он заявил о том, что арест Искандарова произошел только 22 апреля.
Вчера в интервью британской радиостанции Би-би-си представитель управления информации Генпрокуратуры России Василий Глущенко прокомментировал случившееся сдержанно: «Похищение человека предусматривает уголовную ответственность по нашему законодательству, если дело действительно обстояло именно так. Если его похитили и насильно задерживали, то это незаконно». Президиум демпартии Таджикистана 2 мая направил президенту Путину обращение, в котором задается вопрос: «Каким образом человек без документов, попросивший политического убежища в России, мог быть тайно перевезен из одного суверенного государства в другое?» Соратники оппозиционера просят Путина «восстановить верховенство закона в отношении Искандарова». Российский адвокат Искандарова Анна Ставицкая на это не надеется и намерена искать справедливости в Европейском суде по правам человека.
Аркадий ДУБНОВ