|
|
N°133, 27 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свет в тайге
Строительство Транссиба повлекло за собой активное экономическое освоение огромных территорий Сибири и Дальнего Востока, ранее бывших настоящими медвежьими углами. Строительство дороги стало подлинным двигателем развития уже начинавшей хиреть уральской металлургической промышленности. Производство рельсов, паровозов и других материалов было организовано на Златоустовском, Катав-Ивановском и Юрюзанском заводах под Челябинском, ряде заводов Екатеринбурга и Перми. Во время сооружения уральского участка магистрали население Челябинска за пять лет удвоилось в основном за счет рабочих-железнодорожников.
Рост населения шел по всей трассе: на узловых станциях появлялись крупные депо, железнодорожные мастерские, больницы для персонала, которые оснащались лучшим медицинским оборудованием. Например, население одного из узловых пунктов в Забайкалье -- Сретенска -- за пять лет строительства выросло в пять раз. Крупные поселки и города возникали буквально на пустом месте или рядом с убогими деревушками.
Благодаря станции Обь небольшой поселок Новониколаевск стал городом, а затем и фактической столицей Сибири, тогда как крупнейший до начала века сибирский город Томск потерял значение главного города. За четыре года -- с 1897-го по 1900-й -- в Сибирь из России переселилось более 800 тысяч человек. Это были не только путейцы, получавшие помимо гарантированной работы значительные участки земли под усадьбы за небольшую плату, но и промышленники, купцы и крестьяне. Одних привлекали громадные земельные угодья и возможность получить надел, невероятный для центральной России. Других -- необъятные размеры сибирского и дальневосточного рынка.
Преобразилось и село Никольское под Владивостоком. Накануне начала строительства оно еще не возродилось после набега хунхузов. За семь лет существования оно превратилось в крупную станцию с большим депо, а в 1898 году приобрело статус города под названием Никольск-Уссурийский.
Поселки железнодорожников и станции несли в Сибирь и на Дальний Восток не только связь с центром страны, но и невиданные до того комфорт и культуру жилья: в сплошь деревянных сибирских городах и поселках появились каменные и кирпичные дома, электричество и водопровод. Здания многих станций (Слюдянка, Благовещенск) и мосты через крупнейшие реки Сибири и Дальнего Востока (Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Шилка, Зея) стали настоящими учебными пособиями для строителей последующих поколений. А Кругобайкальская железная дорога и по сей день остается подлинным шедевром инженерного искусства. Нельзя не упомянуть и о значительном толчке, который дали возведение и эксплуатация крупнейшей железной дороги развитию транспортного машиностроения. Более мощные паровозы -- это само собой. Но помимо этого были изобретены новые снегоуборщики, путеукладчики и другие машины. Если большая часть Сибирской, Забайкальской и Китайско-Восточной железной дороги была сооружена вручную, то в ходе строительства Амурской магистрали (Сретенск--Хабаровск) и ответвлений на юг Сибири уже активно использовались не только простейшие механизмы, но и экскаваторы.
Строительство железной дороги повлекло за собой и резкую активизацию поисков месторождений полезных ископаемых, расположенных неподалеку от магистрали. Именно Транссибу обязаны своим рождением Черемховское и Сучанское угольное месторождение, ряд золотых разработок в Амурской области.
В начале прошлого века, особенно после постройки ряда ответвлений от Транссиба на Алтай, активизировались геологоразведочные работы в южной Сибири, следствием которых стало открытие Кузнецкого угольного бассейна. В свою очередь, начавшаяся промышленная разработка этого месторождения повлекла за собой строительство железной дороги к шахтам, которые тогда назывались Кольчугинскими копями.
Характерно, что строительство этой дороги продолжалось в годы первой мировой войны. Даже в период интенсивных боевых действий Всероссийское правительство адмирала Александра Колчака изыскивало средства для завершения этой дороги.
В годы советской власти развитие Транссиба, строительство новых веток и БАМа также сыграли большую роль в индустриальном освоении огромных территорий. Сооружение вторых путей на всем протяжении Транссиба позволило значительно развить местную лесо- и деревоперерабатывающую промышленность, изыскания при строительстве ветки Известковая--Ургал позволили открыть новый угольный бассейн -- Буреинский, который играл и продолжает играть большую роль в снабжении топливом значительной части Дальнего Востока. Сооружение второго выхода к Тихому океану в конце 30-х годов также сыграло большую роль в развитии Дальнего Востока: был построен один из крупнейших в регионе и в стране центров оборонной промышленности -- Комсомольск-на-Амуре (бывшее село Пермское).
Развитие промышленности на территориях, прилегающих к Транссибирской магистрали, ее электрификация вызвали к жизни строительство новых гидроэлектростанций на сибирских и дальневосточных реках, что, в свою очередь, потребовало возведения городов для энергетиков, роста продукции заводов строительных материалов.
Наконец, строительство БАМа повлекло за собой быстрый рост добычи полезных ископаемых, особенно в Нерюнгринском угольном бассейне. Скорее всего, за этим последует разработка больших месторождений меди, железа и угля в Якутии и Амурской области.
Кроме того, если железная дорога дойдет в обозримом будущем от Томмота до Якутска, то жизнь на значительной части отдаленной территории Республики Саха будет существенно дешевле: подвоз продовольствия и других необходимых запасов на зиму уже не будет зависеть от капризов погоды в ходе навигации или перерывов движения по автомобильной дороге.
Александр ПАВЛОВ