|
|
N°77, 05 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Контакт» в контексте
В Киеве прошел I Международный украинский фестиваль документального кино
Родственные связи
Фестиваль документального кино в Киеве появился по инициативе Александра Роднянского, который организовал его в память о матери -- Ларисе Роднянской, чья студия «Контакт» много лет была едва ли не главным производителем документальных фильмов на Украине. Два года назад Лариса Роднянская жаловалась: «Нам необходимо ездить на фестивали, общаться. Ведь изменился характер документального кино, изменился менталитет. Больно смотреть, во что превратилась сегодня студия хроникально-документальных фильмов. Это моя боль. Чтобы получить для картины 27 тыс. гривен, проходишь столько унижений, что лучше не работать. Если власть к нам хотя бы чуть-чуть повернется, будем лучше жить. Мы боремся за выживание. Если наша студия делает 15 фильмов в год, то, поверьте, все делается вопреки».
Новый фестиваль должен был показать, что отныне все пойдет иначе. Новая власть Украины объявила кинематограф приоритетным направлением, объем бюджетных средств, выделенных на культуру, обещано увеличить, а на открытие «Контакта» пришел новый президент Виктор Ющенко с женой Екатериной. Правда, первый фестиваль пока прошел без господдержки (на средства фонда им. Ларисы Роднянской и телеканала 1+1). Помощи от государства просили, но не настойчиво, решив, что не будут дергать по пустякам занятое важными делами правительство, сочтет нужным, поддержит впредь. Теперь, после визита Ющенко, его слез после показа картины «Розы для синьоры Раисы», организаторы могут вздохнуть с облегчением: похоже, что все сложится хорошо. А растрогала Ющенко российская картина про то, как во время войны угнанная в Германию украинка и итальянский солдат полюбили друг друга, родился у них сын, но девушку вернули на родину, отсидела она, как водится, в лагерях, и только спустя много лет сын разыскал мать, перевез ее в Италию, соединил с овдовевшим отцом. Сын Стефано, кстати, тоже приехал на открытие фестиваля, а вот мать Екатерина не захотела. Все равно все вышло очень трогательно. Жена нового президента Украины узнала в мелодраматической истории, рассказанной режиссером Натальей Ивановой, историю своих родителей. И растроганный человеческими чувствами, которые вне границ, выше национальности и т.д. президент пролил прилюдно скупую мужскую слезу. А еще, рассказывают, некая молодая девушка-режиссер передала демократично сидевшему среди публики народному президенту записку, в которой писала, что хочет снимать кино, а денег нет, и Ющенко обещал посодействовать. Так что теперь и деньги, и кино на Украине обязательно будут. И фестиваль, надеюсь, тоже.
Предпочитая чувства
После умело организованного открытия фестиваль пошел обычным трудовым шагом. Собранный в сжатые сроки, он не мог похвастаться особо интересной или новаторской программой. Конкурса было два -- международный и национальный. В международном (17 короткометражных и 13 полнометражных картин) в основном соревновались честные и добротные работы спокойных европейцев, две русские и довольно много (шесть) собственно украинских картин. Явных открытий не было, а выбор жюри показал, что искренняя эмоция на «Контакте» действительно в цене. Гран-при получил фильм «Следы на воде» (Франция--Израиль, режиссер Ярон Зильберман)), в котором речь шла о спортивном клубе пловчих в довоенной Австрии: девушки были вынуждены бежать от нацистов и скрываться в разных уголках земного шара, и вот спустя много лет их снова собрали в Вене, в городе, который они когда-то считали родным... Зрители, в том числе и профессионалы, были искренне взволнованы этой простой картиной. Фильм Que sera? швейцарца Дитера Фарера про дом престарелых, совмещенный с приютом для сирот, и картина голландского режиссера Винсента Монникендамама «Души Неаполя», в которой рассказывалось о том, как за фасадом музейного Неаполя страдают его простые жители, были награждены дипломами.
Что касается национального конкурса, то его победителями можно считать молодых, и это явно сознательная политика организаторов. Гран-при (5 тыс. долл. и статуэтка) достался Ольге Ореховой, снявшей короткий фильм «Мухи» про обитателей мусорной свалки. Канал 1+1 обещал в придачу поддержать новый проект победительницы. Диплома международного конкурса удостоился фильм Валентина Васяновича «Против солнца» про молодого скульптора, создающего свои композиции из подручных средств под вечное ворчание матери. Сразу две премии -- официальную за фильм «Иные» (про детей-аутистов, которых лечат дельфины) и премию от председателя жюри Романа Балаяна -- по совокупности заслуг получил Максим Сурков. Небольшие, но все-таки денежные призы плюс обещание поддержать новый проект -- все это должно было доказать начинающим документалистам, что они отныне не беспризорники, что помощь и поддержка их ждет тут, на родине.
В поисках зрителя
Андрей Халпахчи, художественный руководитель фестиваля, уже много лет возглавляет «Молодость» -- оставшийся еще с советских времен и ныне вполне процветающий международный фестиваль молодого, дебютного кино. Главной гордостью которого являются переполненные залы и огромное внимание молодых зрителей к программе. Для Халпахчи главной проблемой оказался слабый зрительский интерес к документальным фильмам. На заключительной пресс-конференции он говорил об отсутствии привычки смотреть документальное кино, сетовал на конкуренцию со стороны телевидения (часть фильмов, и в том числе картины открытия и закрытия, действительно уже были показаны по телевидению) и надеялся на то, что в будущем удастся эту тенденцию переломить. И более активной рекламой самого мероприятия, и программой, в которую, возможно, имеет смысл включать более «зрительское» кино, то есть кино эмоциональное и душевное. Член жюри Абрам Клепкинс, киновед из Латвии, пророча новому фестивалю большое будущее -- в частности еще и потому, что по его словам, в Восточной Европе нет сегодня по-настоящему авторитетного фестиваля документального кино, -- предлагал не пренебрегать такими фильмами, которые он назвал «провокативными», вроде картин Майкла Мура. То есть фильмами, активно влияющими на аудиторию. И думается, заслуженный ученый был прав.
Оттенки оранжевого
Гости извне, из России например, не слишком увлеченные задачами становления и позиционирования национального украинского кинематографа, ожидали от фестиваля именно такого кино. Все-таки в стране произошла «оранжевая», но революция, и интересно, как это отразилось на сознании граждан, на их жизни. Казалось бы, что тут документальному кино как раз бы и предъявить свое искусство демонстрировать реальность, постигая ее суть.
Однако в конкурсе было показано только два фильма на эту тему. Один -- полнометражный -- «Украинский выбор» Руслана Гончарова даже получил от жюри приз зрительских симпатий. Его авторы, работавшие в штабе Ющенко, использовали свои съемки времен выборов и стояния на майдане для создания монтажной картины, с минимумом авторского комментария, но, к сожалению, не слишком понятной тем, кто не провел бок о бок с ними все это время в гуще событий. Эмоциональное состояние победителей передано вполне ярко, но от полнометражной картины хотелось бы уже и рефлексии, и каких-то выводов. Вторая картина была скорее клипом, и называлась она «Выбор тьмы». Ее автор, студент-второкурсник Владимир Дубровский, вовсе не поклонник Виктора Януковича и не противник Виктора Ющенко, просто ему показалось любопытным совпадение дня выборов с прижившимся у нас американским праздником Хеллоуином, и он смешал хронику политических событий с кадрами карнавального шабаша, с оранжевыми тыквами и полетом ведьм на Лысой горе. Получилось смешно и неожиданно, но это для нас, российских граждан, а для Украины, не остывшей от политической борьбы, эта отстраненная и ироничная позиция, видимо, малоприемлема. Во всяком случае фильм никак не был отмечен.
Чуден Днепр при всякой погоде
Сегодня Киев -- место модное и популярное. А его «оранжевая революция» -- отличный бренд, что хорошо понимают уличные продавцы, предлагающие туристам ручки, кружки, майки, брелоки с портретами Ющенко и Тимошенко («вот в такой кофточке наша Юлька была на майдане»). Правда, эти сувениры уже теснят новые -- с символикой «Евровидения», к которому город вовсю готовится. Палаточный городок оппозиции за Мариинским дворцом тоже уже стал привычным объектом туристических маршрутов, хотя «более оранжевые» горожане (а местные жители говорят, к примеру: «Вот он -- совсем «оранжевый», а я не очень») не слишком любят об этом упоминать, а от вопросов отмахиваются, мол, ерунда, эти «стоят за деньги». Но в том же упрекают «оранжевых» «голубые» (вокруг фестиваля их почти нет, но вот в поезде или на улице мы их встречали и беседовали), считающие, что «на майдане все были куплены». На самом деле и среди тех, с кем привелось общаться, и кто провел все время революции на майдане (а таковых среди наших собеседников было явное большинство), спектр мнений о том, что именно случилось, очень велик, и разговоры за пределами зрительного зала в основном шли именно об этом: истории рассказывали разные, и все реальные, и все очень интересные. Это я к тому, что спустя год, на следующем фестивале документального кино, хотелось бы увидеть именно этот срез -- то человеческое измерение больших исторических событий, что скрыто от глаз пристрастными камерами телевидения, и оценками политических комментаторов, подчиненных задачам текущего момента. Понять, что стояло за каждым конкретным желтым шариком или ленточкой; чем обернется нынешняя эйфория; как радость от того, что «мы почувствовали себя нацией», которую большинство испытало, подействует на отношения власти и общества, родит ли она гражданскую ответственность, или растворится в претензиях к очередным ошибкам правительства (а они, очевидно, будут и уже есть, и это влияет на настроения). Очень бы хотелось узнать об этом не только из разговоров, но из фильмов, столь же разных и искренних, какими были наши собеседники в красивом, просторном, наполненном свежим и душистым весенним воздухом Киеве.
Алена СОЛНЦЕВА, Киев--Москва