|
|
N°75, 29 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кризис жанра
Правительство повысит акцизы на алкоголь и табак во время праздников
Признаваемый всеми отток капитала из России (оценка Минфина -- 4,9 млрд долларов за прошлый год, оценка МЭРТ -- 7,9 млрд) вынудил власти обратить внимание на действие своих правоохранительных и фискальных органов. Исполняя поручение президента, правительство пытается как-то отрегулировать налоговое законодательство и правоприменительную практику, чтобы положить конец «налоговому террору». Только ему не очень это удается. Исполнительные органы не могут полюбовно договориться не только с бизнесом, но и между собой. У чиновников получается так, что государственные интересы все время вступают в противоречие с интересами экономического развития.
Вчерашнее обсуждение на заседании кабинета министров налоговых новаций, призванных облегчить жизнь бизнесу, не стало исключением. Как и предполагалось, сенсации не случилось. Обсуждали "вечный" вопрос -- совершенствование налогового администрирования. Речь в первую очередь идет о частоте и сроках налоговых проверок.
Первый замминистра финансов Сергей Шаталов преподнес новации как компромисс между фискалами и бизнесом. Он сообщил, что, пожалуй, только один пункт остался несогласованным -- это повторные проверки. Кто принимает по ним решение? Бизнес требует, чтобы суд или в крайнем случае Минфин или совет при Минфине. Чиновники хотят оставить эту функцию за налоговой службой, при участии Минфина. Минфин, видимо, не хочет ссориться с ФНС, а потому самоустранился. Бизнес же боится оставаться один на один с налоговиками. Министр финансов Алексей Кудрин признал, что на сегодняшний день проблема только в принятии решений по повторным проверкам. «Обострилось ощущение того, что ряд таких проверок может быть предвзятым», -- сказал он и попросил время до 14 мая на окончательную утряску документа, в том числе и с бизнесом. Вице-премьер Александр Жуков со своей стороны заметил, что повторные проверки, как правило, касаются крупных компаний и проводятся довольно редко. Хотя при этом очень сильно негативно влияют на фондовый рынок. А потому можно было бы пойти бизнесу навстречу и создать комиссию «по повторным проверкам» во главе с министром финансов, в состав которой входили бы представители МЭРТ и налоговиков.
Столь однозначная трактовка полномочий в пользу г-на Кудрина не устроила премьера. «Я не хотел бы забегать вперед, -- сказал Михаил Фрадков. -- Надо бы министру финансов и главе ФНС согласовать этот вопрос. Посоветуйтесь, под чьим руководством. Не следует лишать налоговиков достаточных рычагов, без которых они не смогут исполнять свои обязанности». Получилось так, что большинство членов кабинета не готово к тому, что фискальные органы перестанут заниматься политикой и будут просто исполнять закон. А имеющий репутацию либерала министр финансов не хочет брать на себя ответственность по надзору за правоприменением.
Правда, в отношении другой проблемы -- повышения акцизов на алкоголь и табак -- г-н Кудрин готов был взять на себя всю ответственность. Когда коллеги усомнились в правильности повышения акцизов, главный финансист заявил: «Вопрос серьезный и требует решения сейчас». И рассказал, что некоторые налоговые начальники через голову профильного министра пишут всякие записки президенту и требуют решения. В итоге в администрации президента прошло совещание по акцизам, на котором позиция Минфина в отношении повышения акцизов была одобрена. Однако ссылка на Кремль не смутила премьера. Он пояснил, что совещания совещаниями, а поскольку проблема непростая, имеющая серьезные социальные последствия, то решать ее будет правительство на специальном заседании в мае -- между праздниками.
А в заключение всех порадовал глава МЭРТ Герман Греф, который сообщил о том, что они с г-ном Кудриным пришли к согласию по размеру инвестфонда, который на этот год составит 200 млн долл. И предложил профильным министрам приносить перспективные проекты.
Вера КУЗНЕЦОВА