Бразилия склоняется к покупке подержанных современных истребителей для замены своего устаревшего флота боевых самолетов, который должен быть снят с вооружения уже к концу текущего года. Как стало известно вчера на проходящей в Рио-де-Жанейро международной выставке боевой техники LAAD-2005, французские ВВС предлагают крупнейшей стране Латинской Америке используемые ими сейчас 12 истребителей Mirage 2000. По сути, эта коммерческая оферта совпадет с предложением компании «Рособоронэкспорт», которая готова продать Бразилии самолеты Су-27СК из наличия российских ВВС
(см. вчерашний номер газеты «Время новостей»).
Как пишет бразильская пресса, в ближайшие две недели президент Франции Жак Ширак лично сделает официальное предложение о сделке бразильскому президенту Луле да Силве. Однако основные параметры предполагаемого контракта уже просочились в печать из анонимных источников, близких к командованию бразильских ВВС. По этим сведениям, французы просят за всю партию подержанных самолетов 60 млн долл. Это на порядок меньше, чем стоило бы такое же количество новых машин. Фирма Dassault -- производитель Mirage 2000 -- ранее вела с Бразилией переговоры о соответствующем контракте, имея в виду сумму 700 млн долларов.
По сообщению газеты Jornal do Brasil, некоторые высшие чины бразильских ВВС находят новую французскую цену «чрезвычайно привлекательной», хотя и не скрывают, что приобретение подержанных самолетов может быть только временной мерой -- до тех пор, пока бюджет страны не сможет позволить себе покупку новой техники.
Впрочем, гражданское руководство страны не исключает, что в качестве «временной меры» Бразилия может немного пожить вообще без истребителей. В своем выступлении на открытии LAAD-2005 вице-президент Бразилии Жозе Аленкар заявил, что состоящие на вооружении страны истребители Mirage III будут списаны до декабря текущего года, однако немедленной покупки других самолетов за этим может и не последовать. «Мы подождем, пока сформируются новые технологии, внедряемые в истребители нового поколения, и тогда сделаем выбор», -- заявил он. Г-н Аленкар также сказал, что 80% техники, состоящей на вооружении бразильских ВВС, уже сейчас производится в Бразилии и он желал бы, чтобы доля национального производства в этом секторе достигла 100%.
Впрочем, тяжелых истребителей это пожелание не касается. Их в Бразилии не делают и в обозримом будущем делать не будут. Отвечая на вопросы журналистов, г-н Аленкар высказался резко против принятия законодательных квот на поставку национальной техники для бразильской армии. Поэтому главными игроками в конкурентной борьбе за бразильский заказ на истребители, очевидно, останутся французские и российские авиастроители. А главным противником и для тех и для других -- скудость бразильского оборонного бюджета.