|
|
N°132, 26 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефть и ее последствия
Московский дом фотографии продолжает выставочный сезон
Московский дом фотографии -- пожалуй, единственная в Москве культурная институция, которая даже летом не уходит на каникулы. Здесь по-прежнему проходят выставки. На этой неделе открылось сразу две.
Первая -- очередная, уже четырнадцатая по счету, выставка из фотопроекта Юрия Аввакумова «24». На сей раз ее главный герой -- классик отечественной фотографии Александр Слюсарев, назвавший свою выставку «поСЛЕДСТВИЯ». Речь идет о последствиях превращения Москвы в «образцовый социалистический город». Разбитые стекла, обшарпанные стены, железобетонные блоки недостроенных многоэтажек, останки социалистической символики (плакат «Слава воину-победителю») и прочие «руины рая». Подобные снимки Слюсарев делал еще в 70-е и 80-е годы (они составляют значительную часть выставки), когда это было вполне арт-диссидентством, а сами объекты -- не «последствиями», а самой что ни на есть актуальностью. Однако теперь они попали совсем в другой контекст и воспринимаются уже не как инакомыслие, а как модное сегодня ерническое смакование прошлого. За последние годы подобных снимков было сделано и показано множество, в том числе и в рамках проекта «24». И соответственно, они слегка (или даже не слегка) поднадоели. Другое дело, что Слюсарев не только статусный классик, но и действительно замечательный фотограф. Поэтому выставка получилась очень качественной.
Выставка Слюсарева открылась в свежеотреставрированном зале (публика на вернисаже имела редкую возможность не только смотреть фотографии, но и вдыхать запахи масляной краски и резиновых ковриков на полу), который, по словам директора МДФ Ольги Свибловой, станет «домиком для проекта Аввакумова». Корреспондента газеты «Время новостей» она уверила также в том, что ремонт зала сделан на доходы от прошедшей в конце весны фотобиеннале (доходы -- это выручка от входных билетов, которые продавались по госрасценкам -- от 3 до 30 рублей). Дизайн своего «домика» сделал сам Юрий Аввакумов, не только уложив пол резиновыми «автомобильными» ковриками, но и оставив одну стену неоштукатуренной -- старинная кирпичная кладка арок должна, по-видимому, символизировать архитектурность места (поскольку, напомним, проект «24» посвящен именно архитектурной фотографии). Но выглядит, скорее, ностальгическим намеком на залы Музея архитектуры, где проходили первые двенадцать выставок проекта.
Пессимизм слюсаревского видения нивелируется оптимизмом второй выставки в МДФ -- «Пристрастный взгляд: нефть и люди». Здесь - яркие краски импортного, судя по всему, оборудования нефтяных вышек, благородная красота северных пейзажей и спокойное величие могучих трубопроводов. Есть, впрочем, определенный парадокс. Как правило, индустриальная архитектура вызывает не меньший пессимизм, чем урбанистика. Во всяком случае, именно в такого рода постиндустриальных ландшафтах, соответственно руинированных, снимаются многочисленные боевики о гибели цивилизации. Но на выставке есть и спасители этой самой цивилизации, причем никакие не шварценеггеры, а простые нефтяники с мужественными и героическими лицами, которые всем своим видом дают понять, что стихия им нипочем. Любопытны не только сами снимки, но и подписи к ним; примерно такие: «Династия Тютькиных, общий стаж работы на ЮКОСЕ 127 лет».
ЮКОС -- ключевое слово. Участие знаменитой нефтефирмы объясняет неприкрашенный оптимизм. Собственно, именно по ее инициативе и осуществлен проект «Пристрастный взгляд». ЮКОС выбрал несколько фотографов (среди них признанные мастера, например, Сергей Бурасовский), отправил их в двухнедельную командировку на объекты, выдал им солидный гонорар, издал каталог (правда, имеющий вид скорее коммерческого буклета) и открыл выставку. Выставка, соответственно, служит простым и понятным пиар-целям. Но при этом достаточно хороша, чтобы попасть в разряд не коммерческих, а художественных событий. Тем более что в Москве подобного рода проекты, мягко говоря, достаточно редки.
Николай МОЛОК