Время новостей
     N°132, 26 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.07.2001
Пирог с горчицей
На «Славянском базаре в Витебске» наградили русскую певицу
Обладательница Гран-при и денежной премии в 10 тысяч долларов россиянка Теона Дольникова известна не столько меломанам, сколько театралам. Она исполнительница одной из главных ролей в мюзикле «Метро». На конкурс Теона вышла со сложной композицией «Молитва» из того же «Метро» и песней «Лебединая верность».

Эстрадные исполнители бывают трех видов: хорошие, плохие и молодые. По идее смысл конкурсов вроде «Славянского базара» в том, чтобы выявить талант на «средней стадии». То есть такой, когда человек уже что-то умеет, но собственного пути -- репертуара и манеры -- еще не нашел. На «Базаре» конкурс проходит в два этапа. В первый день исполняются новые песни на родном языке под фонограмму «минус один», во второй -- проверенные временем шлягеры в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Первый день выявил обычную беду: невнятность и откровенная нехитовость материала усугубляется тем, что многие песни не только не соответствуют манере конкурсантов, но и их содержание несколько странно. Так, неплохая украинская певица Татьяна Пискарева выдала сначала надрывную пафосную песню «про войну», а потом «про тюрьму», да еще и от лица мужчины. Обычный советский стиль -- подмешивать в праздничный пирог горчицу. Татьяне достался малоутешительный спецприз российской прессы, и Алла Борисовна справедливо откомментировала: «Про войну пусть поет на День Победы».

Подобные конкурсы -- дело устаревшее. Нынешняя раскрутка кардинально отличается от советской, но «спеваемый» репертуар в основном являет собой откровенный пафосный «совок». Конкурсанты однообразно демонстрируют науку, полученную в музучилищах, форсируя почем зря. Счастливыми исключениями стали певица Тара с Мальты и босниец Борис Режак. Они прекрасно показали себя в первый день, спев абсолютно «фирменные» вещи правильно и «с душой». На второй день Тара, выбравшая песню «Глаза в глаза» из репертуара Алсу, смотрелась уже не так убедительно. Раздолбайского вида Режак вышел на сцену в футболке и мешковатых джинсах, презрел условности и пел на родном языке, в то время как большинство выбирало песни на русском.

Интересно, что в этом году почетную обязанность председательствовать в жюри возложили на Аллу Пугачеву. Во второй день Алла Борисовна вышла на сцену, лично проверила мониторы и повелела звукорежиссерам «прибавить средние», а оркестру -- играть погромче. (Позднее она поблагодарила дирижера Михаила Финберга за прекрасную работу и теплое отношение к конкурсантам.) Зрители радостно аплодировали звездному саундчеку. Зная о судействе Пугачевой, соискатели брали в основном песни из ее же репертуара. Знамо дело: кто председательствует, того и поют. Традиция, переходящая в конъюнктуру, -- вечное конкурсное зло. О личных связях конкурсантов, членов жюри и властей предержащих умолчу, но приведу курьезный пример: непальский певец (по совместительству -- белорусский студент) Сандеж уже второй раз участвует в «Базаре», чего в принципе быть не может. По слухам, его папа-бизнесмен -- эксклюзивный дистрибьютор белорусских тракторов в Непале.

На церемонии награждения Пугачева произнесла очень теплую речь, наполненную профессиональными советами. В частности, она сказала, что хотя все конкурсанты прекрасно поют, они столь же инфантильны, сколь талантливы: «Вы зажаты, а надо экспериментировать». Таким «экспериментатором», кстати, и была обладательница серьги в носу Дольникова, катавшаяся по сцене в дизайнерских лохмотьях. Еще Алла Борисовна вспомнила, что сама проигрывала в разных конкурсах и обнадежила участниц: «Если петь не будете -- идите в манекенщицы, вы все такие красивые...» И развела руками.

Лауреаты «Славянского базара в Витебске»:

Гран-при -- Теона Дольникова, Россия

1-е место -- Дмитрий Кочаровский, Белоруссия

2-е место -- Зоран Шандоров, Югославия, и Кати Карнай, ФРГ

3-е место -- Ната Метонидзе, Грузия, и Борис Режак, Босния и Герцеговина

Александр БЕЛЯЕВ, Витебск