|
|
N°74, 28 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поймал, вымыл -- в семью
Правозащитники призывают власти сменить методы борьбы с беспризорностью
В России, похоже, началась очередная кампания против беспризорности. За последнее время сразу несколько высокопоставленных чиновников возмутились количеством безнадзорных детей на улицах и вокзалах российских городов и потребовали введения института уполномоченного по правам ребенка. Хоровая озабоченность властей предержащих весьма напоминает прошлую кампанию по возвращению детей с улиц в семьи и интернаты, флагманом которой несколько лет назад была в ту пору социальный вице-премьер Валентина Матвиенко. Однако если работа с маленькими бродягами будет опять вестись по замкнутому кругу: «поймал, вымыл -- в семью», то вряд ли ситуация с беспризорностью в России радикально улучшится.
Вчера с трибуны Совета Федерации против бессмысленной кампанейщины выступил уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. «Иначе, как абсурдной, я не могу назвать ситуацию, при которой проблема беспризорников существует наравне с избытком денег в государственной казне», -- заметил омбудсмен. По его мнению, зачистки улиц от детей и учреждение института уполномоченного по правам ребенка вряд ли помогут побороть беспризорность. Г-н Лукин сомневается в том, что «мы сможем решить проблемы защиты детей, создавая один за другим различные институты». Выход он видит в необходимости постоянного, а не разового вмешательства государства и ином уровне финансирования направленных на борьбу с безнадзорностью мероприятий. Также г-н Лукин считает, что обращать внимание в первую очередь надо не на самих детей, а на их родителей. Он даже напомнил печальную шутку о Дзержинском, который «к детям относился хорошо, а к родителям -- хуже», и добавил, что «плохое отношение к родителям тоже порождает проблемы с детьми».
Руководитель российского исследовательского центра «Право ребенка» Борис Альтшулер солидарен с уполномоченным в том, что «проблема беспризорников в России -- это проблема семьи». Однако он уточнил: «К родителям государство относится или плохо и отбирает детей, или никак не относится, не обращая внимания, что ребенка бьют, не кормят и плохо обращаются с ним». Работа с неблагополучными семьями, утверждает г-н Альтшулер, не ведется никак. Потому что этого, с одной стороны, нет в традициях, а с другой -- не зафиксировано ни в одном нормативно-правовом акте.
«В 2002 году с улиц было «изъято» около 700 тыс. несовершеннолетних детей, 553 тыс. возвращено родителям, в 2003 году -- снова "изъято" 620 тыс. детей. В последнее время ситуация не изменилась. Вся страна работает на возращение детей домой: милиция, социальные работники, педагоги. И ничего не делается, чтобы они потом оставались дома, -- говорит г-н Альтшулер. -- Есть конкретные предложения Минобразования по введению понятия «семейного патроната», или социального сопровождения неблагополучных семей без изъятия ребенка. Эти предложения известны думскому комитету по делам женщин, семьи и детей, но не вносятся в качестве проекта закона. То есть все понимают проблему, но дело движется ужасно медленно».
Борис Альтшулер считает, что необходимо разработать региональное рамочное законодательство об организации системы профилактики. Кроме того, для профилактической работы с семьями нескольких чиновников из отделов опеки и попечительства недостаточно. По словам г-на Альтшулера, одной из первоочередных мер должно стать внесение поправок в Семейный кодекс, позволяющих органам опеки назначать уполномоченные учреждения для работы с неблагополучными семьями, таковыми могут быть как специализированные центры, так и существующие интернаты и детские дома. Что касается детских домов и интернатов -- едва ли не главных поставщиков детей на улицы и вокзалы, то, по мнению руководителя организации «Право ребенка», надо как можно активнее развивать патронатное воспитание. То есть поощрять приемных родителей если не усыновлять воспитанников детдомов (после семи лет возможность этого сокращается практически до нуля, «больших» детей не хотят усыновлять), то хотя бы на время брать их в свои семьи. «Но тут сопротивляется сама система, -- объяснил г-н Альтшулер. -- Совокупные затраты бюджета на содержание детей в детдомах и интернатах сейчас достигают в России 1 млрд долл. в год. Тем, кто получает эти ассигнования, а это органы образования, вменено в обязанность и устраивать детей в семьи. А им это не выгодно: ведь если станет меньше воспитанников, на их содержание будет выделяться меньше денег».
Ирина БЕЛАШЕВА