|
|
N°74, 28 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главный по газу
Виктор Ющенко лично ведет коммерческие переговоры с Алексеем Миллером
Президент Украины Виктор Ющенко демонстрирует желание лично контролировать топливно-энергетический комплекс страны. После попытки самостоятельно решить бензиновый конфликт с российскими нефтяниками, он взялся за выстраивание новых отношений с «Газпромом». Трехчасовые переговоры с председателем правления российского монополиста Алексеем Миллером не привели к прорыву, произошел очередной обмен позициями. Причем с украинской стороны никаких комментариев не последовало вовсе. В то же время встреча лишний раз показала, что Юлии Тимошенко придется приложить максимум усилий, чтобы вернуть себе титул «газовой принцессы». Такие амбиции у нее, похоже, имеются. Тем более, что на первом этапе раздела сфер влияния между лидерами революции контроль над ТЭКом достался группе ее давних конкурентов по бизнесу.
На встрече гг. Миллера и Ющенко присутствовал глава «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко, который длительное время работал в компании «Интергаз», подконтрольной бывшему главе украинского монополиста Игорю Бакаю. Именно эта фирма в свое время вытеснила «ЕЭС Украины» Юлии Тимошенко с газового рынка страны. А в 2000 году уже «газовая принцесса», получившая это звание за умение ладить с бывшим менеджментом «Газпрома», довольно быстро добилась отставки г-на Бакая из «Нафтогаза». Тогда она занимала пост вице-премьера по ТЭКу в правительстве Виктора Ющенко.
Наличие жесткого конфликта, подкрепленного давней личной неприязнью, ставит «Газпром» в неординарное положение. Перед самым уходом Леонида Кучмы менеджмент концерна получил от Киева массу уступок, зафиксированных в соответствующих документах. С одной стороны, «Газпром» при посредничестве Владимира Путина получил гарантии выполнения ранее достигнутых договоренностей. Но с другой, с учетом смены власти на Украине это лишь подтверждение хороших стартовых позиций для переговоров о новых отношениях в газовой сфере. Ожесточенная борьба внутри украинского руководства делает процесс еще более запутанным и заставляет менеджмент «Газпрома» маневрировать.
Самый яркий пример такого маневра -- переход на рыночные денежные расчеты в сфере оплаты транзита и поставок российского газа. Сейчас, как известно, за прокачку 129 млрд кубометров газа в Европу «Нафтогаз» получает 23 млрд кубометров газа. Ставка транзита зафиксирована на льготном уровне -- 1,09 долл. за транспортировку тысячи кубометров на 100 км, а зачетная цена газа снижена с базовых 80 долл. до 50 долл. На первой встрече гг. Миллера и Ивченко в Москве глава «Нафтогаза» предложил повысить тариф до рыночного уровня. «Газпром» радостно согласился на условиях перехода на коммерческое ценообразование в области поставок газа. Но через день против такой схемы выступила Юлия Тимошенко, которая заявила, что без бартерного газа страна не сможет обеспечить дешевый газ для населения и коммунально-бытового сектора. Тем не менее, во вторник Алексей Миллер и Виктор Ющенко, по словам источника в «Газпроме», обсуждали конкретные условия коммерческого ценообразования.
Между тем, правительство Юлии Тимошенко, выполняя предвыборные обещания г-на Ющенко, приняло популистский бюджет с дефицитом примерно в 4 млрд долл. (при общем объеме расходов около 20 млрд долл.). Изыскание дополнительных средств по традиции началось с ТЭКа, и прежде всего -- с «Нафтогаза Украины». Принятые налоговые поправки обязывают компанию выплатить в казну в 2005 году почти в два раза больше, чем в прошлом. На покрытие появившейся в апреле налоговой задолженности пойдут спешно привлеченные у Deutsche Bank 300 млн долл. из кредитной линии на 2 млрд евро.
В то же время цены на газ для населения и коммунально-бытового сектора на Украине субсидируются за счет поставок промышленности. К примеру, предприятия ЖКХ получают газ по 40--45 долл. за тыс. кубометров. На их нужды идет преимущественно российский бартерный газ. Население покупает газ, добываемый на Украине, по 30--35 долл., а промышленность -- дорогой туркменский газ по 70--80 долл.
Переход на денежные расчеты увеличит доходы «Нафтогаза» (а следовательно, и денежные потоки под контролем его руководства), а рост цен на российский газ даст компании серьезный козырь в борьбе за повышение платы, которая взимается с ЖКХ. Юлии Тимошенко, судя по всему, напротив, важнее выполнить бюджетные обязательства перед избирателями и попутно продемонстрировать, что менеджмент «Нафтогаза» не справляется с задачей эффективного управления главной компанией страны.
Другая основная тема сотрудничества «Газпрома» с Украиной -- поставки туркменского газа после 2006 года (когда закончится украино-туркменское соглашение) -- также не получила на встрече гг. Миллера и Ющенко конкретного наполнения. «Попытки украинской стороны завести речь о собственном контракте с Туркменией и транскаспийском газопроводе (см. вчерашний номер газеты. -- Ред.) были пресечены, -- источник в «Газпроме». -- Нашим украинским партнерам было четко сказано, что для специалистов ситуация с запасами газа в Туркмении очевидна. Хорошо, если их хватит для российского контракта. Давайте лучше обсуждать, как будем работать после 2006 года. В сложившейся ситуации альтернативы взаимодействию с Россией нет». При этом стороны, судя по всему, согласились, что RosUkrEnergo (совместное предприятие Газпромбанка и Raiffeisen Investment) останется оператором транзита туркменского газа на Украину и его реэкспорта в Европу. А желание «Нафтогаза» стать его акционером может быть реализовано через покупку доли у австрийской инвестиционной компании.
Единственный вопрос, получивший на встрече конкретный ответ -- это перспективы деятельности газотранспортного консорциума. По информации «Времени новостей», стороны фактически признали, что у этого проекта нет будущего. «Нужно найти смелость в этом признаться, -- говорит источник в «Газпроме». -- Идея была в развитии и управлении всей системой, строительство же новой трубы Богородчаны--Ужгород было интересным как первый этап. Тему передачи всей газотранспортной системы в консорциум -- не важно на каких условиях -- сейчас Украина вообще не готова обсуждать. А раз так, первый этап заведомо без второго «Газпрому» не нужен». Это означает, что «Нафтогазу» предложено самостоятельно осуществить строительство 300-километрового газопровода стоимостью в 250--300 млн долларов. А главное, перестать вводить в заблуждение европейских партнеров, которых Киев постоянно приглашает участвовать в «мертвом» проекте.
Алексей ГРИВАЧ