|
|
N°73, 27 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Привет президенту
Минфин подготовил налоговые новации
Руководители российского правительства, попавшие в понедельник под прицел президентской критики, вчера прямо с утра проявили готовность исправляться. Владимир Путин в послании Федеральному Собранию посетовал, что давно уже внес на рассмотрение правительственных чиновников предложение сократить сроки давности по ничтожным сделкам с десяти до трех лет, а от них -- «ни ответа ни привета». Вчера на расширенной коллегии Минфина с участием премьер-министра Михаила Фрадкова и главы кремлевской администрации Дмитрия Медведева главный финансист Алексей Кудрин ответил на критику сверху залпом налоговых новаций. Где имеются новеллы и о сроках проверок, и об улучшении администрирования, и даже о возможности реструктуризации (проект поправок на сей счет внесен уже в правительство). В общем, г-н Кудрин наконец послал «привет президенту». А как заметил советник г-на Путина Андрей Илларионов, долгожданное послание может вполне облегчить и судьбу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Окончательно прорыв в фискальном сознании чиновников случился вчера прямо на коллегии Минфина. Мероприятие, по сути, все прошло под флагом «путинского послания». А не только в части «налогового ответа». Михаил Фрадков, открывая коллегию, сделал то, чего, пожалуй, от него не ожидали. Он не стал критиковать Минфин за его прижимистость и фискальную сущность. В качестве приоритета финансистов премьер назвал борьбу с инфляцией. «Министерство должно занять здесь ответственную позицию. Все задачи, поставленные президентом в послании, прямым счетом относятся к вашему коллективу», -- отметил г-н Фрадков.
По словам премьера, Минфин -- «точка опоры всей правительственной конструкции». «Он должен быть в этом месте -- не выше и не ниже», -- добавил премьер.
Г-н Фрадков не обошел и налоговую тему. Он заявил, что совершенствование налогового администрирования не должно стать «кнутом для бизнеса», и призвал власти и бизнес «выйти из дебрей взаимного недоверия». Хозяин действия Алексей Кудрин тут же пообещал исправлять ситуацию. Он вновь и вновь апеллировал к посланию: «Президент назвал большую часть чиновничества замкнутой и надменной кастой». «Это горько, но справедливо, -- согласился с путинской оценкой г-н Кудрин. -- К сожалению, это относится и к нашему финансовому и налоговому блоку».
Алексей Кудрин отметил, что налоговые претензии порой похожи на примитивный рэкет со стороны государства. На его (как и президента) взгляд, ФНС должна сегодня сосредоточиться на текущих проверках, что тут же скажется позитивно на «приводе в Россию капитала». Главный финансист сообщил, что в 2004 году отток капитала увеличился (по расчетам МЭРТ, он составил 7,9 млрд долл., Минфина -- 4,9 миллиарда).
Пожалуй, недовольство действиями именно налоговиков министр финансов столь открыто и жестко высказал впервые. Будучи куратором ФНС, г-н Кудрин до сих пор свое недовольство подведомственными пытался как-то скрывать. Но конфликт с главой ФНС Анатолием Сердюковым, который в основном исповедует силовую налоговую политику с максимальным использованием исключительно фискальных инструментов, судя по всему, зашел так далеко, что г-н Кудрин обозначил его публично. Идеологические расхождения двух господ в их выступлениях непосредственно на заседании коллегии. Г-н Кудрин заявил, что правительство больше не будет выдавать планы по сбору налогов (на чем, собственно, настаивает президент). Г-н Сердюков же с гордостью рапортовал, что «установленное задание по мобилизации доходов будет исполнено», в бюджет поступит 682 млрд руб., или 37% от годового задания.
С неожиданной критикой налоговиков выступила глава федерального казначейства Татьяна Нестеренко. Она рассказала о казусах налогового администрирования. «У нас есть доходы, поступление которых законодательством не установлено. Непонятно, кто платит! Ужас!» -- призналась г-жа Нестеренко. Правда, не только непрозрачность налогового администрирования очень беспокоит главного казначея, но и нарушения бюджетного процесса. «Нельзя разбрасывать средства по счетам, -- подчеркнула она. -- А тут то инвестиционный фонд, то еще какой-то инновационный».
Автор пугающих новаций, министр экономического развития Герман Греф про инвестиционный фонд сказал решительно: «Это задачи, вокруг которых не надо спорить. Их надо исполнять». Хотя дальше всячески давал понять, что никаких разночтений с г-ном Кудриным у него нет. За госинвестициями, мол, следует жестко следить. А приоритетом, безусловно, надо считать борьбу с инфляцией. В конце главный экономист и вовсе стал брататься: «Мы с Минфином всегда были едины. Это самый близкий наш партнер». В общем, коллегия получилась трогательной в смысле единства и закончилась традиционно парадно -- вручением красных гвоздик и наград финансистам, большинство из которых оказались женщинами.
Вера КУЗНЕЦОВА