|
|
N°74, 28 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лекарство хуже болезни
Инфляция не откликается на уговоры правительства
Российские власти все еще не теряют надежды удержать инфляцию в предписанных ей бюджетом рамках. Вчера первый зампред Центрального банка Алексей Улюкаев заявил, что ЦБ не меняет прогноз по росту инфляции в 2005 году на уровне 8,5%. По его мнению, уложиться в прогнозные показатели возможно, если до конца года не будут меняться тарифы на услуги, связь и ЖКХ, а также цены на сельскохозяйственную продукцию. «Теоретически это возможно, но практически очень трудно», -- признал г-н Улюкаев.
Впрочем, мониторинг социально-экономического развития страны в первом квартале, опубликованный вчера Минэкономразвития, наглядно демонстрирует, что вписаться не то что в показатель 8,5%, но и в 10%, о котором с недавних пор заговорили чиновники, невозможно ни теоретически, ни практически.
Инфляция с начала года по состоянию на 18 апреля уже составила 6,6%. Теперь осталось лишь понять, насколько зашкалит. По оценке экспертов Центра анализа данных Высшей школы экономики, по итогам первого полугодия инфляция достигнет отметки 7,5%. Показатели этого года хуже прошлогодних, а тогда, как известно, вместо прогнозных 10% инфляция составила 11,7%. Потребительские цены выросли в первом квартале на 5,3%, в то время как в прошлом году было 3,5%. В МЭРТ полагают, что это связано в первую очередь с повышением административных тарифов. Так, в среднем по России тарифы на услуги ЖКХ за первый квартал увеличились на 26,5%, на городской пассажирский транспорт -- на 9,9%. Годом ранее эти показатели составляли 13,1 и 3,4%. Также в марте началось повышение потребительских цен на бензин, который подорожал на 0,3%, а за период с 1 по 18 апреля -- на 2,3%. «Учитывая крайне высокий рост цен на нефтепродукты на мировых рынках, можно ожидать значительный сезонный рост цен на ГСМ», -- считают в министерстве. Зато на непродовольственные товары сохраняются низкие темпы роста цен -- не более 0,4% в месяц, что связано с высокой конкуренцией импорта.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) согласны с тем, что непрогнозируемый рост цен связан в первую очередь с повышением тарифов, в том числе монополиями. "Однако, затягивая процесс институциональных реформ, правительство предпочитает делать упор не на административные рычаги сдерживания монопольных цен, а на монетарные методы, сводящиеся к ограничению роста денежного предложения за счет накопления бюджетного профицита", -- полагают эксперты ВШЭ.
Но, как полагает Алексей Улюкаев, монетарные факторы сдерживания инфляции себя уже исчерпали. «Та часть инфляции, которая завязана на денежную политику, не вызывает беспокойства. Мы можем еще ее понизить, но если при этом остальная часть будет продолжать расти, то лекарство окажется хуже болезни», -- пояснил он.
Влиять на рост потребительских цен правительство практически не в состоянии. Успех украинского премьера Юлии Тимошенко, уговорившей российских нефтяников скорректировать цены на бензин, Михаилу Фрадкову даже не снится. Ожидать снижения цен на мясо в условиях квотирования экспорта также не приходится.
Кроме того, инфляцию может дополнительно подстегнуть приток в страну капиталов, владельцы которых откликнутся на призыв президента, сделанный в послании Федеральному Собранию. По оценкам Альфа-банка, объем российского капитала, накопленного в офшорных зонах, составляет порядка 300 млрд долл. Даже если на призыв российских властей откликнется лишь четверть, то в страну поступит 75 млрд, из которых в бюджет в виде 13-процентного налога поступит 10 млрд долларов.
Впрочем, по мнению г-на Улюкаева, значительных поступлений ждать не следует: от нескольких сотен миллионов до миллиарда долларов. Так что на инфляцию этот процесс значительного влияния не окажет. Как, впрочем, не сможет переломить и тенденцию к оттоку капиталов. По оценкам г-на Улюкаева, чистый отток капитала из России в первом квартале (разница между притоком и оттоком) составил 1 млрд долл., а по итогам года достигнет 3 млрд. И это еще оптимистический прогноз. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, чистый отток в этом году составит 4,8 млрд долл., а согласно прогнозу подчиненных Германа Грефа, -- почти 8 млрд долл. По данным МЭРТ, за первый квартал «российские предприятия и банки вывезли за рубеж максимальную в новейшей истории России сумму -- около 19 млрд долл.». Как полагают в МЭРТ, российская экономика не в состоянии «переварить» интенсивный приток валюты по текущим операциям.
Вера СИТНИНА