|
|
N°74, 28 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шестой пункт
Белый дом пока не дозрел до обсуждения налоговых инициатив президента
Кабинет министров сегодня рассмотрит проект изменений в налоговой сфере. Правда, в повестке заседания это не главный вопрос: он стоит шестым пунктом после обсуждения транспортной стратегии и доклада главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова о ходе выполнения закона о монетизации льгот и ряда других. По вопросу о налогах будет выступать замминистра финансов Сергей Шаталов. Как стало известно газете «Время новостей», несмотря на заверения Минфина о скорейшей реализации президентских инициатив, в докладе г-на Шаталова не будет реакции на пожелания Владимира Путина относительно отмены налога на наследство и сокращению «налогового терроризма» в рамках проверок за прошлые годы. Президент, как он сам охарактеризовал отношение подчиненных к его заданиям, в очередной раз не получил «ни ответа, ни привета».
Некоторые правительственные эксперты считают, что исполнить президентские пожелания Минфину будет очень непросто. И не только из-за глубоких фискальных убеждений, но и из-за некоторых соображений антикоррупционного характера. Ведь если следовать формальной логике, то снисхождение к налоговым «грехам» прошлых лет, с одной стороны, облегчает жизнь налогоплательщику, а с другой -- чревата заключением всяких неформальных соглашений между стражами порядка и им подведомственными. В общем, коррупцией. И чтобы избежать негативных последствий такого шага, надо до мельчайших подробностей расписать механизм «снисхождения». А это, как минимум, займет время на внутриправительственные дискуссии, если даже не брать в расчет не слишком большое стремление налоговиков и Минфина пускаться в налоговый демократизм.
Однако проект некоторых налоговых поправок в первую часть Налогового кодекса все-таки завтра будет предложен кабинету министров. Его цель, по определению Минфина, -- «совершенствование налогового контроля, упорядочение проверок, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплательщиками своих обязательств, расширение правовых гарантий соблюдения их прав».
Как сказано в пояснительной записке Минфина, в проекте «предпринята попытка конкретизировать документы, подтверждающие право плательщиков на возмещение НДС». Правда, при этом отмечается, что «исчерпывающий перечень» документов истребовать, к примеру когда речь идет о налогах, связанных с использованием природных ресурсов, невозможно, а уж для подтверждения каждого налогового вычета с учетом специфики просто неправильно. То есть, право на возмещение продекларировано, но исполнено быть не может, потому что влечет «негативные налоговые последствия».
Что касается частоты проведения налоговых проверок, то тут авторы законопроекта предлагают: в течение одного календарного года проводить ее не более двух раз. Предельный срок проведения выездной проверки - 2 месяца. Но! В каждом конкретном случае она может быть и продлена, считают в Минфине. Такое решение зависит от вышестоящего руководителя. На местном уровне срок продления определен в 2 месяца. Когда же разрешение дает замглавы ФНС, то до 4-6 месяцев. В общем, если посчитать, то налоговики на особо заинтересовавшем их объекте могут «жить» практически весь календарный год: два раза по 2 месяца плюс полгода...
Изменения предполагается внести и в порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов. Минфин готов увеличить срок предоставления отсрочек с 6 месяцев до года. При этом отменяется институт «налогового кредита». Решение об отсрочке (рассрочке) на 3 года предлагается вменить в обязанность утверждать правительству. Уточняются принципы списания безнадежных долгов по налогам и сборам.
Среди новаций, касающихся ответственности за совершение налоговых правонарушений, есть и очень душевные слова. Минфин считает, что «тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности, определяется в качестве дополнительного обстоятельства, смягчающего его вину за налоговое правонарушение».
Не очень одобрительное заключение на проект Минфина прислал Минюст. Юристы, в частности отметили, что документ внесен с нарушением регламента - а именно: без согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Вера Кузнецова