|
|
N°73, 27 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«10 миллиардов долларов за аренду базы Россия платить не сможет»
Вчера министр обороны Украины Анатолий Гриценко встретился в Москве с российским коллегой Сергеем Ивановым. Главной темой их диалога стала судьба крымской базы российского Черноморского флота (ЧФ). Анатолий Гриценко заявил, что Украина будет «честно выполнять свои обязательства» и российский ЧФ останется в Севастополе до 2017 года. Вместе с тем министры согласны, что соглашения о базировании российского флота в Крыму нужно детализировать. Это касается инспекции военных объектов, проведения стрельб. О проблемах пребывания ЧФ России в Крыму в интервью «Времени новостей» рассказал первый командующий ВМС Украины (с 1992 по 1994 год) вице-адмирал Борис КОЖИН.
-- Условия пребывания российского флота в Крыму не урегулированы прошлой властью. Существует лишь рамочный договор от 1996 года, ратифицированный Радой. Там фактически не оговорены такие важные детали, как уровень арендной платы, перечень зданий и причалов, условия базирования подразделений российского флота.
Из-за этого Украина попадает в двусмысленную ситуацию. С одной стороны, исходя из международного права, земля, сооружения, системы вооружений, которые находились на территории Украины в момент распада СССР, являются ее собственностью. С другой стороны, Украина не контролирует имущество, которое использует ЧФ России. Больше двух тысяч зданий и объектов даже не числятся в совместных соглашениях, что открывает возможности для злоупотреблений. К примеру, несмотря на законодательный запрет, ЧФ России передает арендованные им крымские здания в аренду частным лицам, при этом в украинскую казну не поступает ни гроша. Основными маяками Крыма распоряжается ЧФ России. При этом Украина несет полную ответственность за возможные чрезвычайные происшествия в своих территориальных водах.
-- Судебные тяжбы с российским ЧФ начались еще в период президентства Леонида Кучмы из-за права собственности на маяки. Кто был инициатором подачи этих исков?
-- Депутаты Рады. Через суд удалось вернуть Украине несколько маяков на севере Крыма, где практически нет подразделений ЧФ. Однако от Севастопольской бухты на юг маяки полностью контролируются российским флотом. Крымские маяки находятся в военных городках, которые арендует ЧФ. Украинские власти на эти маяки не пускают.
-- Пробовала ли Украина уладить эти вопросы на переговорах с представителями ЧФ России?
-- Недавние попытки украинского правительства провести инвентаризацию имущества, которое использует ЧФ, закончились провалом. Правительственную комиссию не пустили в места базирования флота, посоветовав съездить в Москву за разрешением высшего командования. Это нарушение территориальной целостности Украины.
-- Не сгущаете ли вы краски? И что предпримет Украина, если в Москве двусторонняя межправительственная комиссия не сможет достичь компромисса?
-- Эту тему, скорее всего, обсудят на заседании совета национальной безопасности и обороны. В присутствии президента будет решено, надо ли обращаться в украинские или в международные суды. Думаю, к тому времени Украина проведет инвентаризацию всех земель и зданий, соберет факты, которые позволят апеллировать к международному праву. Следующим шагом может быть пересмотр Украиной арендной платы для ЧФ России. Сейчас Украина получает за аренду около 90 млн долл. Для сравнения -- американцы за базирование своего флота платят другим странам миллиарды долларов. Тем временем российский флот за гроши арендует землю и здания в курортной зоне Крымского полуострова, где арендная плата должна быть в сотни раз выше. Ведь долгосрочная аренда этих земель и зданий коммерческими структурами принесла бы Украине значительные прибыли. Громадных денег стоит и поддержание экологически чистой среды в местах базирования российского флота. На мой взгляд, учитывая все эти факторы, Рада может назначить плату за аренду на уровне не менее 10 млрд долл. Такие деньги Москва больше двух-трех лет платить не сможет, и у нее будет стимул для ускорения строительства базы в Новороссийске.
-- Почему Украина настаивает на том, чтобы начать переговоры о выводе российского флота уже сейчас, за 12 лет до окончания действия договора о базировании ЧФ в Крыму?
-- ЧФ России -- это оперативно-стратегическое объединение, связанное с ВПК, подготовкой тысяч специалистов. Создание новой базы -- дело не одного года. Кроме того, Украина должна позаботиться о трудоустройстве тех людей, которые сейчас обслуживают российский флот.
-- МИД Украины выражал недовольство действиями ЧФ России в Крыму. Какие инциденты имелись в виду?
-- В известном конфликте вокруг острова Тузла участвовали несколько подразделений ЧФ России. На Украине также недовольны внезапной высадкой российского десанта на мысе Опук. Как может позволить себе такое корабль с подразделениями морской пехоты и современной техникой на борту? Помимо всего прочего, Крым -- это курортная зона, и пострадать могут тысячи людей.
-- Российские СМИ сообщают, что инцидент произошел по вине украинской стороны -- она якобы не передала по назначению факс об учениях, который выслали россияне...
-- Международные нормы четко регулируют такие вопросы. К примеру, за 21 день до того, как украинское судно войдет в территориальные воды Турции, оно оповещает ее государственные органы и получает официальное разрешение. Москва также должна действовать через МИД и ВМС Украины.
-- Претендует ли ныне Украина на корабли ЧФ России?
-- Сегодня этот вопрос не поднимается, хотя Украина, как наследница СССР, имела право на 1/15 часть советского флота. Корабли советского Черноморского флота -- 350 вымпелов -- как раз соответствовали бы ее доле в общесоюзном наследстве. Однако руководство России не приняло идеи создания ВМС Украины. Хотя Борис Ельцин говорил «да», господствовала политика двойных стандартов.
Инициаторами создания украинского флота в 1992 году стали президент Леонид Кравчук и тогдашний министр обороны Константин Морозов. Они понимали, что воспрепятствовать отделению Крыма от Украины, которого добивались тамошние коммунисты, сможет только такой стабилизирующий фактор, как ВМС Украины. Первые корабли Украина построила сама -- флагман флота «Гетман Сагайдачный» и корабль «Донецк». Несмотря на прямой запрет командования ЧФ России, на сторону Украины в 1992 году перешел сторожевой корабль СКР-112. В 1993 году ВМС Украины уже имели около десяти кораблей, подразделения авиации, учебные заведения, аэродромы. И только после этого ЧФ России передал Украине около 30 кораблей. Так что Украина поднимала свой флот с нуля.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев