|
|
N°74, 28 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года?
По официальной версии -- День народного единства. Законодатели наши убеждены, что в этот день в 1612 году была освобождена Москва и закончилось Смутное время. Однако никаких свидетельств о сколько-нибудь значимых для гражданской истории событиях, случившихся в воскресенье 25 октября (по новому стилю -- 4 ноября) 1612 года современники не оставили. События важные для исхода Смуты падают в 1612 году на совсем другие дни.
К исходу лета 1612 года Второе (земское) ополчение, сформированное осенью 1611 года в Нижнем Новгороде князем Д.М. Пожарским и посадским старостой К. Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства. Правда, Первое ополчение из-за разногласий между его руководителями теряло силу (отряды Заруцкого вообще ушли из лагеря), и казалось, что корпус гетмана Ходкевича, спешивший с обозами на подмогу осажденныму в Москве польско-литовскому гарнизону, успешно выполнит свою миссию. Однако 20 августа, опередив Ходкевича на сутки, к Москве подошли основные силы Пожарского. Тяжелейшее сражение длилось три дня, с 22 по 24 августа (по старому стилю), причем в решающий момент воины обоих ополчений бились вместе. Победа была на стороне россиян: Ходкевич, понеся весьма чувствительные потери, вынужден был поспешно отступить. Большая часть его обоза с провиантом досталась русским ополченцам. А главное, польско-литовский гарнизон в Москве не получил ни продовольствия, ни боеприпасов. Именно это ожесточенное сражение, по единодушному мнению специалистов, стало решающим в кампании 1612 года. Судьба интервентов в Москве была предрешена.
22 октября ополчение овладело Китай-городом, но и этот успех не предопределил «окончания Смутного времени в 1612 г.». Вовсе не этот штурм был кульминацией освободительного движения.
26 октября (5 ноября по новому стилю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался: один из полков вышел в таборы Трубецкого (вопреки условиям капитуляции казаки убили большинство солдат), другой -- в лагерь Пожарского.
Именно освобождение Кремля стало для русских знаковым событием. Ведь в Кремле находилась резиденция московских государей, там заседала Дума и размещались приказы, там расположен кафедральный Успенский собор Московской патриархии, где хранилась тогда главная святыня страны -- икона Владимирской Божией Матери. Ополченцы и москвичи восприняли именно «очищение» Кремля как освобождение столицы и страны и отпраздновали его 1 (11) ноября крестным ходом из Успенского собора с иконой Богоматери Владимирской -- главной святыней страны.
Закончилась ли на этом Смута? Отнюдь нет. И дело даже не в том, что Земский собор избрал новым царем Михаила Романова только в конце февраля 1613 года. Вооруженная борьба разных сословий российского общества и в 1613 году не прекратилась. В 1612--1614 годах юг и юго-восток страны охватило движение Ивана Заруцкого. В 1614--1615 годах в центральных уездах вспыхнуло восстание казаков, которые едва не захватили Москву. «Великое казачье войско» еще в 1616--1618 годах появлялось в разных регионах под антиправительственными лозунгами. Разоренная до предела страна продолжала воевать со Швецией, оккупировавшей летом 1611 года Новгородскую землю, и с Речью Посполитой. Столбовский мир со Швецией, обусловленный территориальными утратами и выплатой крупной контрибуции, был заключен только в 1617 году. Армия Речи Посполитой продолжала удерживать Смоленск и неоднократно предпринимала попытки вернуть утраченные позиции в центре страны. Только в декабре 1618 года, после похода армии королевича Владислава и осады Москвы, стороны подписали Деулинское перемирие сроком на 14 с половиной лет.
«Народного единства» в боях 22 октября также не обнаруживается. Действительно в самом конце сентября оба ополчения организационно объединились, создав общее правительство. Однако в соединенной рати отсутствовали отряды из целого ряда городов и уездов страны. По словам руководителей ополчения, «Казанское и Астраханское царства, Северские городы» не признавали их власти. Мы не говорим уже о тех районах, где в конце 1612 -- начале 1613 года разворачивалось движение Заруцкого, а также о новгородских землях, оккупированных летом 1611 года Швецией, и Смоленщине, захваченной Сигизмундом. По всей видимости, вообще такое явление социально-политической и духовной жизни, как единство народа, нельзя представлять себе раз и навсегда достигнутым, а затем застывшим в своем содержании феноменом. Его жесткая «привязка» к принятой дате -- насилие над реальными фактами истории.
Постановление, принятое Думой, стало следствием ряда ошибок, причем в число этих ошибок входит и грубый календарный просчет. В результате всем россиянам предложено праздновать вместе с православными явление иконы Казанской Богоматери 22 октября (при нынешнем расхождении календарных стилей -- 4 ноября), культ которой складывался на протяжении всей первой половины XVII века и окончательно утвердился много позже окончания Смуты.
Владислав НАЗАРОВ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН