Время новостей
     N°73, 27 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2005
Не до грантов
РНО раскрыл планы на будущий сезон -- значительную роль в них играет Филармония
Российский национальный оркестр объявил о том, что на следующий сезон у него запланирован собственный филармонический абонемент. Это не было бы ничем особенным, если бы речь шла о любом из многочисленных государственных оркестров. Но серия из шести концертов станет первым опытом абонементного сотрудничества Филармонии и независимого Плетневского оркестра, который в сезоне 2005--2006 отмечает пятнадцатилетний юбилей.

В рамках цикла дважды будет дирижировать Михаил Плетнев (в одном из концертов, как 15 лет назад, прозвучат Первая симфония Брамса и «Манфред» Чайковского). Еще дважды за пульт встанет новый музыкальный руководитель РНО и художественный руководитель Глайндбурнского оперного фестиваля дирижер Владимир Юровский. Одна из его программ выглядит как образец европеизма и просвещенности (Прокофьев, Шимановский, Тернедж), а вторая посвящена шекспировской теме у Чайковского и после Москвы будет повторена в Америке в Линкольн-центре. Еще две программы оставлены за дирижером Яковом Крейцбергом и членом дирижерской коллегии РНО Пааво Берглундом.

Михаил Плетнев рассказал и о сенсационном цикле «Все фортепианные концерты и симфонии Бетховена» с собственным участием -- он выглядит значительно и сам по себе, и в неизбежном сопоставлении с недавним идентичным циклом федосеевского БСО. Примечательно, что «Весь Бетховен» будет сыгран не где-нибудь в центре Москвы, а в новом «Оркестрионе», который РНО на собственные деньги переделал из районного кинотеатра в современный концертный зал в «спально-академических» Черемушках.

Кроме планов на пресс-конференции с участием руководства РНО, Филармонии и представителя «Роскультуры» Майи Кобахидзе еще уточнялись детали, связанные с недавним изменением структуры управления оркестром (см. «Время новостей» от 30 марта). Президент Фонда РНО Сергей Марков объяснил, что частые перемены -- это признак живой жизни коллектива, что новый музыкальный руководитель («искушенный в современных тенденциях мировой музыкальной жизни») будет работать не вместо Плетнева, а вместе с ним. Что это примитивные структуры управляются просто, а сложные -- сложно, и что у плетневских проектов всегда будет приоритет.

Сам Плетнев добавил, что, по его мнению, РНО -- это уникальный коллектив: «У его музыкантов в отличие от многих других «живые глаза». При этом у дирижера есть претензии к государству: если бы оно находило больше возможностей для поддержки оркестра, он мог бы активнее заниматься тем, что хочет. А именно -- приглашать в Россию коллег-музыкантов с мировыми именами и пропагандировать не самую популярную музыку. Например, Хачатуряна, Глазунова и Танеева (в Лондоне только что прошел большой Танеевский фестиваль РНО, который из-за нехватки денег отодвигали на два года) -- частные спонсоры избегают финансировать непопулярный репертуар.

Сергей Марков в свою очередь объяснил, что соглашение между Министерством культуры и РНО, по которому оркестру два года назад было обещано финансирование в режиме госзаказа, уже некому выполнять -- после административной реформы не вполне ясно, кто является правопреемником прежнего Минкульта. От лица государственных структур на тему финансирования высказалась Майя Кобахидзе: отметив, что Федеральное агентство по мере сил поддерживает РНО в режиме проектного финансирования, она повинилась: «Этого, конечно, недостаточно».

Под конец Марков еще поделился своими взглядами на нынешнюю систему грантов: по его мнению, это вовсе не гранты (с прозрачной процедурой присуждения, возможностью подать заявку, конкурсом и так далее), а надбавки к зарплате, выделяемые по историческому принципу -- старейшим коллективам. Причем принцип этот объявлен только сейчас, а как на стол президенту попадают предложения, вообще не понятно. Таким образом, РНО уже не борется за гранты, поскольку, проанализировав ситуацию, понял, что реальной системы не существует. Теперь он просто ищет контакты с государственными структурами (с Филармонией, с Федеральным агентством) и экспериментирует с собственным художественным менеджментом, стараясь устроить себе максимально динамичную профессиональную жизнь.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка