Время новостей
     N°72, 26 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2005
Бензиновые письма
ФАС пытается найти причину роста цен на топливо
Правительство продолжает искать способы борьбы с ростом цен на бензин внутри страны. Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запросила у всех крупных нефтяных компаний информацию, связанную с ростом цен на топливо. Скорее всего, сотрудники ФАС попытаются найти признаки монопольного сговора холдингов в каком-либо регионе. В антимонопольном ведомстве уже не раз заявляли, что картельные соглашения между нефтяниками являются одной из причин подорожания горючего. Компании, в свою очередь, заявляют, что не получают сверхдоходов и что стоимость нефтепродуктов растет по объективным причинам, в том числе из-за усиления налоговой нагрузки. Государство снизить налоговое бремя в этом году не готово.

ФАС направила запрос в ЛУКОЙЛ, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР, ЮКОС, «Роснефть», «Татнефть», «Башнефть», «Славнефть» и «Альянс» с целью «выяснить степень объективности повышения ими цен на углеводородное топливо в 2005 году». Служба просит предоставить информацию об объемах добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, стоимости и объемах сырья, поставляемого холдингами на НПЗ, уровне отпускных цен на НПЗ и сбытовых предприятиях, а также о розничных ценах на АЗС и количестве станций в каждом из регионов. Информация должна предоставляться за период с декабря по апрель с указанием дат изменения цен и обоснованием. В нефтяных компаниях утверждают, что предоставят службе такую информацию, хотя теоретически вправе этого и не делать.

Стоит отметить, что в декабре-январе -- после падения цен на нефть на мировых рынках, а также из-за введения повышенных таможенных пошлин и воздействия сезонных факторов -- цены на нефтепродукты снижались. Однако с конца января рост оптовых цен возобновился, в марте же начала расти стоимость бензина и дизеля в рознице, тем более что в преддверии посевной спрос всегда повышается. Но даже если ФАС и удастся доказать сговор в одном из регионов, то системно проблему это не решит: причин для повышения цен на бензин множество.

Понять, действительно ли российские нефтяники «наживаются на потребителе», как заявляют некоторые политики, или же подорожание топлива происходит по объективным причинам, довольно сложно. «Оценить рентабельность НПЗ практически нереально, -- говорит представитель одного из крупных холдингов, -- ведь завод встроен в структуру вертикально-интегрированной компании и не является собственником нефтепродуктов. От него и не требуется большой прибыльности». «В нашей стране независимыми можно назвать только башкирские НПЗ, и у них рентабельность составляет порядка 20%», -- говорит аналитик ИК «Финам» Мария Радина.

Чиновники предлагали массу способов борьбы с ценами на бензин и дизель. К примеру, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев вообще призывал заняться госрегулированием цен. Однако пока в правительстве официально не поддержали эту идею. Также неоднократно говорилось о создании биржи нефти и нефтепродуктов или госрезерва для осуществления интервенций на рынок во время ценового пика. Но по разным причинам эти идеи пока так и не осуществлены. При этом еще несколько месяцев назад глава Минпромэнерго Виктор Христенко отмечал, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) «привязан» к ценам на нефть на мировом рынке. Таким образом, сырье внутри страны дорожает вслед за нефтью, продающейся на западных торговых площадках. Как следствие, увеличивается цена нефтепродуктов. Но пока власти не смогли разработать альтернативный вариант формирования НДПИ. «Возможные изменения налогового законодательства -- скорее всего это удел следующего года, внесение поправок будет в 2006 году, явно не в этом», -- отметил вчера г-н Христенко. В свою очередь, начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович заявил: «Есть предложение рассматривать возможный отрыв ставки (НДПИ. -- Ред.) от мировых цен как альтернативу дифференциации, а есть предложение -- как дополнение к дифференциации. Сейчас обсуждаются все варианты. Здесь нужно смотреть на фискальную составляющую, чтобы сохранить те же доходы (бюджета. -- Ред.). Иначе нужно будет повышать экспортную пошлину, а это нецелесообразно, потому что она и так достаточно высокая».

Сколько времени займет обсуждение, неизвестно. Дискуссия о дифференциации НДПИ длится не один год, однако методика так и не выработана. Кстати, цены на нефтепродукты во многом зависят и от величины акцизов, и нефтяники не раз говорили о необходимости их снижения. Однако недавно министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что объем расходов федерального бюджета в 2006 году рассчитан с учетом индексации акцизов на 9%. Вопрос об индексации акцизов будет рассматриваться на заседании правительства 28 апреля. По мнению г-на Дворковича, с учетом сегодняшней ситуации можно ограничить повышение акцизов на нефтепродукты, чтобы «несколько снизить инфляционное давление на рынок», приводит его слова РИА «Новости».

Денис РЕБРОВ