|
|
N°72, 26 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Друзья фискалов
Семь процентов обращений граждан в ФНС -- доносы
В России - в отличие от многих западных стран - всегда считалось позором доносить в госорганы или начальству на соседей, знакомых, коллег по работе. Однако в любое время находились люди, которые не пренебрегали такого рода способами поквитаться с теми, кто им не угодил. Впрочем, многие рассматривают информирование госорганов как помощь в борьбе с нарушениями закона, которая, кстати, государством поощряется.
Федеральная налоговая служба -- один из тех госорганов, куда граждане активно сигнализируют. По данным ФНС, в марте в центральный аппарат службы поступило 618 обращений, и более чем в 40 из них рассказывалось о выявленных бдительными гражданами нарушениях. Причем количество таких петиций увеличивается. По статистике, которую ведет приемная ФНС, если в конце прошлого года добровольных осведомителей фискалов было 6% от общего количества обратившихся, то в начале 2005 года их стало уже 7%. Конечно, в масштабах страны эти показатели невелики, однако тенденция налицо.
Впрочем, большинство добровольных помощников налоговиков обращаются не совсем по адресу, то есть сообщают о не зарегистрированных в налоговых инспекциях торговых точках или предприятиях, работающих без лицензии. Подобная информация интересна не налоговикам, а сотрудникам территориальных управлений МВД по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями (они, кстати, традиционно практикуют стимулирование населения к «добровольной помощи правоохранительным органам»). Иногда люди обращаются с жалобами на своих начальников, которые, скрывая доходы предприятия, выдают «на руки» одну зарплату, а в ведомости предлагают расписаться за другую, в несколько раз меньше. Правда, по отношению к подобным "серым" зарплатам ФНС еще в бытность министерством объявила о «нейтралитете». Как говорил тогда один из высокопоставленных сотрудников ведомства, если работник соглашается подписать трудовой договор, в котором зафиксирована существенно меньшая зарплата, чем реально выплачивается, то это скорее проблема самого работника (компания перечисляет минимальные пенсионные взносы, он не может получить выгодный кредит), чем головная боль налоговых органов. Тем более что за соблюдение трудового законодательства налоговики не отвечают.
Впрочем, в ФНС считают, что тенденции к увеличению количества «доброжелателей» нет. В южных регионах действительно в летние месяцы возрастает количество сообщений о неуплате налогов владельцами жилья, сдающими его курортникам, рассказал «Времени новостей» чиновник налоговой службы. Похожие случаи нередки и в крупных городах, в том числе в Москве: жильцы недовольны соседями, снимающими квартиры, и доносят на их хозяев. Налоговики говорят, что обращения касаются, как правило, именно «бытовых» проблем. Информаторы не ставят целью разорить чей-то бизнес. Однако есть и такие «добровольные помощники» налоговой службы, цель которых заключается именно в том, чтобы ударить по бизнесу конкурента. «В среде серьезного бизнеса стукачеством напрямую вряд ли кто занимается, -- считает партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин. -- Зато налоговые инспекции очень часто используются в конкурентной борьбе в режиме «управляемого наезда». Это заказные налоговые проверки, подведение сделок под статью «противоречие интересам государства» и т.д.». Еще чаще в этих целях используются не налоговые инспекции, а управления МВД по экономическим преступлениям. Впрочем, как говорит управляющий партнер юридической компании «Вегас-Лекс» Альберт Еганян, в отличие от прежних лет, когда использование налоговых инструментов в рамках конкурентной борьбы было очень распространено, сейчас неадекватные формы разбирательств между предприятиями уходят в прошлое. К примеру, те же самые миноритарные акционеры понимают, что им важнее, чтобы предприятие распределило прибыль в виде дивидендов между акционерами, а не перечислило ее в бюджет.
Ирина СКЛЯРОВА