|
|
N°113, 29 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Национальный капитал с русской спецификой
Приватизация Lietuvos dujos перессорила литовских либералов
Злые языки в Литве говорят, что истинной причиной правительственного кризиса, который привел на прошлой неделе к отставке премьера Роландаса Паксаса и распаду кабинета либералов и социал-либералов, стала подковерная борьба вокруг приватизации газового хозяйства Lietuvos dujos (LD), объединяющего систему трубопроводов, распределительных станций и небольшую собственную добычу. Заинтересованность проявил не только литовский, но и иностранный, в первую очередь российский капитал.
Разговоры о продаже LD начались еще года полтора назад, когда у власти были консерваторы Витаутаса Ландсбергиса. Они не сомневались в том, что стратегическим инвестором должны стать западные компании. Среди возможных покупателей назывались Gaz de France и Ruhrgas, переговоры с которыми велись в течение всего прошлого года. Консультантом выступал французский банк BNP Paribas, рекомендовавший 34% акций отдать стратегическому инвестору, 34% оставить государству, остальные поделить между прочими инвесторами, среди которых упоминался и «Газпром».
Приватизация ожидалась еще прошлой осенью, но в условиях предвыборной борьбы консерваторы провести ее не успели, а потом с треском проиграли выборы. В феврале новый министр хозяйства Эугениюс Малдейкис отправился в Москву на встречу с Ремом Вяхиревым. Поездка закончилась скорой и невнятно мотивированной отставкой г-на Малдейкиса. С этого момента в Литве заговорили о "группах интересов", направляющих политику правительства.
Если до прихода к власти либералов в основном речь шла об альтернативе Запад--Восток, то сегодня появился новый фактор -- местный. О намерении участвовать в приватизации заявили Западная промышленно-финансовая корпорация (ЗПФК) и химкомбинат Achema. В состав корпорации входит крупнейший газовый донор Литвы литовско-российское ЗАО Stella vitae, которое возглавляет Антанас Босас. Он же является и одним из руководителей ЗПФК. Совладельцы Stella vitae -- «Газпром» и концерн Itera Lietuva, учредителем которого опять-таки является г-н Босас. Что же касается Achema, то это крупнейший клиент «Газпрома», получающий газ напрямую, без посредников. Принадлежит он одному из самых богатых людей Литвы, главе Конфедерации промышленников Бронисловасу Лубису.
Предприниматели развернули кампанию давления на правительство под лозунгом "Уважайте национальный капитал». Правые ехидно указывают, что из-под национальных шапок торчат российские уши. Тем более что в «патриотической» кампании активно участвует еще один олигарх -- председатель экономического комитета сейма Виктор Успаских, президент Конфедерации работодателей и очень богатый бизнесмен. Выходец из Архангельской области, он с 16 лет связал судьбу с «Газпромом», пройдя путь от сварщика до бригадира специального отряда по ремонту особо сложных газовых систем. Оказавшись в конце 80-х годов в Литве, он развернул свой бизнес в сфере производства и реализации продуктов питания. Успаских часто бывает в «Газпроме» и неоднократно выходил на литовское правительство с предложениями о посредничестве, например в организации бартерных поставок газа в обмен на продукты питания и т.д.
Интересы местного бизнеса представляет социал-либеральная партия «Новый союз», которая на прошлой неделе покинула правительство. Соцлибералы предлагают оговорить лишь долю государства, а остальное продать на конкурсе, причем ставка делается на литовско-газпромовский альянс. В этом альянсе нашлось бы место и западной компании, но скорее всего не французам, а тесно связанному с «Газпромом» Ruhrgas. Либералы и бывший премьер Паксас отстаивают иную схему: продать 75% акций, из которых 34% -- западному инвестору. Политическая арифметика тут такая -- контрольный пакет 51% (34+17, остающихся у государства) сохраняется в сфере западного влияния. «Газпром» в этой схеме выступает поставщиком газа, может стать акционером, но заведомо лишается решающего влияния. Оппозиционные до последнего времени социал-демократы вообще за то, чтобы пакет сохранить в руках государства. От того, какая из групп интересов окажется сильнее, зависит и судьба газового хозяйства, и конфигурация будущего правительства страны.
ВЛАДИМИР СКРИПОВ, Вильнюс