|
|
N°71, 25 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Квоты мегарегулирования
Участники финансового рынка войдут в совет директоров единого регулятора
Глава ФСФР Олег Вьюгин готов поделиться своими полномочиями с рынком. На заседании правительственного совета по конкурентоспособности и предпринимательству в минувшую пятницу он впервые озвучил свои предложения по формированию совета директоров мегарегулятора, о создании которого третий год говорят в Белом доме. По идее ФСФР в совет согласно квотам должны войти чиновники, представители профучастников рынка, эмитентов и судебных органов. Таким образом, служба перейдет на коллегиальность в принятии ключевых решений, а правительство, как отмечает г-н Вьюгин, не сможет этими решениями однозначно манипулировать.
В реформе системы финансового регулирования впервые за последний год наметился реальный прогресс. Министр экономического развития Герман Греф предложил создать мегарегулятор рынка, отвечающий за большинство его сегментов (за исключением банковского), еще в 2003 году. С этой целью в марте прошлого года президент упразднил Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и образовал на ее месте ФСФР во главе с Олегом Вьюгиным. Теперь ФСФР подготовила концепцию проекта «Мегарегулятор», обсуждение которой в Белом доме в минувшую пятницу впервые носило публичный, а не закрытый аппаратный характер.
Г-н Вьюгин отметил, что регулятору «необходимо переходить на коллегиальный способ принятия решений», имея в виду возникшую более года назад коллизию вокруг статуса ФСФР. В результате, как известно, Госдума упразднила экспертный совет (существовавший еще в структуре ФКЦБ) и оставила вопрос о коллегиальности регулятора на усмотрение правительства. «После ликвидации ФКЦБ даже такой декоративный коллегиальный орган надзора исчез, -- отмечал в недавнем интервью «Времени новостей» сенатор Сергей Васильев, -- необходимо, чтобы в коллегии мегарегулятора присутствовали и Минфин, и МЭРТ, и представители рыночных ассоциаций». Глава ФСФР всегда высказывался в том же духе, утверждая, что новая коллегиальность видится ему отличной от старой коллегиальности ФКЦБ (члены упраздненной комиссии назначались по представлению ее председателя, зависели от него и не обладали полной свободой).
Олег Вьюгин сообщил, что «речь идет об очень конкретном механизме, при котором решения (нормативные акты) принимаются не единоличным органом, а советом директоров регулирующего органа». Квоты для участия в совете должны быть распределены между всеми участниками процесса, при этом кандидатуры по квоте профучастников (представленных «целым рядом ассоциаций и саморегулируемых организаций») должны согласовываться Минфином, кандидатуры от эмитентов -- Минэкономразвития. Члены совета директоров должны избираться на определенный срок и работать, по словам г-на Вьюгина, видимо, на платной основе. «Такая система реализует принцип независимости регулятора, -- отметил г-н Вьюгин, -- но не путайте это с независимостью Центрального банка... Здесь правительство -- один из самых активных участников процесса, но независимость заключается в том, что оно должно учитывать интересы других членов совета директоров».
Впрочем, пока остается неясным, представители каких ассоциаций смогут войти в совет регулятора и как министерства будут согласовывать кандидатуры. Ранее г-н Вьюгин говорил о целесообразности порядка, при котором члены ФСФР будут назначаться сторонними организациями, например Думой, как это делается при формировании совета директоров Центробанка. Однако один из участников обсуждения отметил, что сейчас принцип заполнения рыночных квот неизвестен. А глава правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс по этому поводу покритиковал ФСФР за то, что она не содействует развитию саморегулирования финансового рынка.
Но в целом обсуждение носило весьма благоприятный для г-на Вьюгина характер. Содокладчик главы ФСФР, председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов сообщил, что реформа регулирования не столь радикальна, как могло показаться раньше: «Нам казалось, что мегарегулятор означает мегапроблемы», -- сказал он. На самом же деле речь идет о переводе в ФСФР страхового надзора и изменениях в управлении самой службы. «Можно только приветствовать, когда федеральное ведомство добровольно отказывается от полномочий», -- полагает глава «Северстали». Г-н Мордашов также дал понять, что правительство не ведет речи о передаче к ФСФР банковского надзора и сверхполномочий -- о таком сценарии недавно упоминал глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. А председатель наблюдательного совета «Ренессанс Капитала» Александр Шохин сообщил, что не понимает, почему регулятор будет называться «Федеральная экономическая служба по финансовым рынкам». «Возникает ощущение, что будет еще и политическая служба», -- отметил он.
Члены совета одобрили разработанную ФСФР стратегию развития финансовых рынков (она должна быть доработана и внесена в правительство до 1 июня), в один голос назвав ее весьма качественным документом, но покритиковав нынешнюю ситуацию в инвестиционной сфере. Например, бывший министр топлива и энергетики Юрий Шафраник пожаловался на нерыночное поведение «Газпрома», заявив, что концерн не хочет выкупать у него 25-процентную долю в неназванном активе (структурам, аффилированным с г-ном Шафраником, принадлежит 25% в компании «КрасноярскГазпром»), а вместо этого стремится свести стоимость этого актива к нулю. Г-н Чубайс также призвал г-на Вьюгина более активно бороться за права миноритарных акционеров, заявив, что если бы «государство не устроило замечательную историю с миноритарными акционерами ЮКОСа на несколько миллиардов долларов», то все было бы хорошо. Впрочем, в заключение вице-президент Российского союза предпринимателей и промышленников Игорь Юргенс заметил, что стратегия по финансовым рынкам для того и принимается, чтобы в будущем г-н Шафраник мог не жаловаться, что «Газпром наедет».
Стратегия, разработанная ФСФР, предполагает, в частности, повышение до 2008 года капитализации рынка акций по отношению к ВВП до 50% с нынешних 40%, стоимости корпоративных облигаций в обращении по отношению к ВВП до 3% с 1,5%, стоимости чистых активов паевых инвестиционных и акционерных фондов по отношению к капитализации рынка акций до 5% с 1%, соотношения страховых премий и ВВП до 5% с 3%. По словам Олега Вьюгина, стратегия преследует решение четырех стратегических задач: снижение транзакционных издержек при привлечении капитала на внутреннем рынке, снижение инвестиционных рисков, содействие через госполитику формированию отечественного частного инвестора, проведение реформы регулирования. REUTERS
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ, Денис РЕБРОВ