|
|
N°70, 22 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспроприация эвакуаторов
Приморский пенсионер призывает россиян использовать его опыт судебной борьбы
Владивостокские автолюбители одержали первую важную победу над эвакуаторами неправильно припаркованных машин. Вчера пенсионер Василий Беломестнов выиграл в суде Ленинского района столицы Приморья тяжбу против частной компании «Автомиг», единственной в городе владелицы арестплощадок. Теперь из краевого бюджета истцу будет выплачено 2470 руб., что должно компенсировать нанесенный ему материальный ущерб.
Несмотря на то что выплат за моральный вред вердикт не предусматривает, г-н Беломестнов доволен решением судьи: «Наконец-то удалось добиться справедливости и создать прецедент для других пострадавших автомобилистов». Пенсионер судился с «Автомигом» почти восемь месяцев, и все это время его «Ниссан-Крессия» оставался на арестплощадке. Его отвез туда принадлежащий фирме эвакуатор, но владельцу транспортного средства так и не объяснили причин задержания. Теперь выигравший истец рекомендует остальным пострадавшим следовать его примеру. Несмотря на то что в России нет прецедентного права, опыт приморских автолюбителей, отстоявших свои права в борьбе с «уполномоченной» городскими властями частной компанией, может пригодиться и жителям других крупных городов страны. Ведь схема, которую используют власти мегаполисов для превращения рутинной работы по зачистке улиц от машин в золотую жилу, практически едина от Владивостока до столиц.
ООО «Автомиг» было зарегистрировано во Владивостоке в 2002 году и вначале занималось торговлей подержанными японскими иномарками. Когда местные власти провели 29 октября 2004 года открытый тендер на обслуживание городских арестплощадок, фирма, владевшая к тому моменту четырьмя эвакуаторами, оказалась безоговорочным победителем. Злые языки утверждают, правда, что условия тендера не публиковались, а вывозом транспорта на арестплощадки компания начала заниматься еще за два месяца до даты состязания. Как бы там ни было, за время своей деятельности «Автомиг» увез на свои стоянки несколько тысяч автомобилей.
Первые три часа машина стоит на арестплощадке бесплатно, а потом коммерсанты включают счетчик. Причем тарифы, утвержденные приморским губернатором, не отличаются от московских. Каждый час содержания автомобиля обойдется нарушителю в 51 руб. Сама эвакуация транспортного средства стоит 1830 руб. Если владелец не появляется неделю, «Автомиг» высылает ему уведомление, а затем обращается в суд для взыскания расходов по эвакуации и хранению. На вопросы о распределении доходов от арестплощадок представители компании отвечать отказываются, зато более словоохотлив владивостокский мэр Владимир Николаев. По его словам, «деятельность ООО «Автомиг» не приносит в бюджет города никаких доходов». А милицейские чиновники утверждают, будто прибыль фирмы составляет около миллиона долларов США ежемесячно.
В погоне за столь существенными доходами работники фирмы нередко переходят границы абсурда. В суде по иску пенсионера Беломестнова был приведен пример, когда легковую машину погрузили на эвакуатор и отвезли на арестплощадку, несмотря на то, что в салоне находилась владелица автомобиля с тремя детьми. Еще в одной машине несколько часов провел пес, оставленный в салоне отлучившейся на пару минут в магазин хозяйкой. Похожую историю рассказал журналистам житель Уссурийска Георгий Портнов, который привез свою жену, находившуюся на последних неделях беременности, на обследование в краевую больницу. «Я отвел ее к врачу, вернулся, а автомобиля нет, -- говорит Портнов. -- Пришлось звонить жене и сочинять нестрашную байку о том, что нечаянно встретил друга и отъехал к нему. А сам рванул разыскивать машину». «Помещение автомобиля на специальную стоянку законно только в случае невозможности устранить нарушение на месте, -- комментирует эти случаи адвокат Виталий Бразда, отстаивающий в суде интересы приморских автомобилистов. -- Если владелец неправильно припаркованного автомобиля возвращается к нему в момент составления протокола об административном правонарушении, то эвакуация транспортного средства не должна применяться».
Впрочем, вряд ли владивостокские автолюбители смогли бы так легко победить «Автомиг», если бы их не поддержали представители городской законодательной власти. Позиция депутатов Владивостокской думы понятна. Не так давно предприниматели обидели их коллегу Александра Юртаева. Теперь народный избранник сам готовится отсудить у «Автомига» 2381 руб. -- все, что пришлось отдать за поставленную на арестплощадку «Тойоту Краун». «Теперь я считаю своим долгом показать, как надо отстаивать права», -- говорит г-н Юртаев.
Не остался в стороне от проблемы и владивостокский градоначальник Владимир Николаев, однако его больше интересуют не интересы пострадавших водителей, а финансовые потоки. На прошедшей неделе мэр сообщил, что эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей во Владивостоке должно заниматься муниципальное, а не частное предприятие. Таковое, очевидно, будет создано до конца нынешнего года. Правда, глава города предпочел промолчать на тему, будет ли в дальнейшем прекращена деятельность ООО «Автомиг» или эта фирма будет конкурировать с муниципалами.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток