|
|
N°70, 22 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллион евро за кавказского пленника
Нидерланды и «Врачи без границ» судятся из-за российского выкупа
Вчера судья Жан Мириманов (русский по происхождению) провел первое слушание дела «Королевство Нидерландов против швейцарской секции «Врачи без границ». Случай распорядился, чтобы именно русский разбирал иск о возмещении миллиона евро, выплаченного нидерландским правительством за освобождение из кавказского плена Арьяна Эркеля. Голландский медик осуществлял в Дагестане гуманитарную помощь чеченским беженцам. 12 августа 2002 года он был похищен и провел в плену 20 месяцев.
Его освободили 11 апреля 2004 года. Тогда и Нидерланды, и «Врачи без границ» (ВБГ) объявили, что благодаря успешным действиям российских властей выкупа не потребовалось. Но выяснилось, что все-таки был уплачен 1 млн евро. На каком основании? Такой запрос последовал из парламента Нидерландов. Тогда правительство этой страны выдвинуло версию, что выдало эту сумму «Врачам без границ» в долг, и благотворительная организация вернет деньги.
Генеральный директор женевской штаб-квартиры организации «Врачи без границ» Кристиан Каптье заявил «Времени новостей»: «Наша организация никогда не платила выкуп и не просила никого платить выкуп. Если бы мы хоть раз пошли на такой шаг, то сразу превратились бы в «ходячий сейф», а каждый наш медик, отправляющийся в горячие точки, автоматически стал бы мишенью для вымогателей. Нам странно слышать, будто голландское правительство нам что-то «авансировало». Последнее, что мы слышали от него, это чтобы мы отошли в сторону и не мешали».
Это так и не совсем так. Голландские журналисты предполагают, что швейцарская секция ВБГ, узнав о выкупе, предложила голландскому правительству покрыть половину. Но предложение было отвергнуто как центральным руководством ВБГ в Париже, для которого неприемлема сама идея выкупа, так и голландцами, которые хотят получить все. Тогдашние руководители швейцарской секции подали в отставку. Переговоры зашли в тупик, и в июле 2004 года голландцы подали иск в женевский суд, где предстоит долгое разбирательство. Судья вчера выслушал представителей сторон и назначил на конец июня заслушивание свидетелей. Как считают адвокаты, встанет и вопрос, кому были выплачены деньги.
Вечером 12 августа 2002 года 33-летний Эркель был на окраине Махачкалы в гостях у невесты, местной переводчицы, и около девяти часов вечера собрался домой. Он уже садился в свою машину, когда ее блокировал джип. Из него выскочили люди в масках. Эркель сопротивлялся и получил дубинкой по голове.
Махачкалинская прокуратура возбудила уголовное дело, но через три месяца следствие приостановили. Швейцарцы из ВБГ в начале 2003 года направили в Москву заместителя генерального директора секции Марка Понсена. В течение шести месяцев, как он рассказал «Времени новостей», Понсен стучался во все двери, но наталкивался на отказ в приеме -- в МВД, в ФСБ, в администрации президента. Его выслушали лишь члены думской фракции коммунистов Зюганов и Харитонов, и благодаря их запросу дело сдвинулось. Расследование показало, что в момент захвата за Эркелем следили двое офицеров ФСБ. Свое невмешательство они объяснили тем, что у них-де не было оружия. Но почему они не подняли тревогу и не сообщили приметы преступников и их машины? Вопрос остался без ответа.
Тем временем к семье Эркеля обратился бывший сотрудник советского торгпредства в Гааге, а ныне член организации «Ветераны внешней разведки» Валентин Величко и предложил услуги своих товарищей по розыску врача. Швейцарская ВБГ заключила с ним контракт, ежемесячно выплачивая ему несколько тысяч долларов. Наконец бывший разведчик сообщил, что есть возможность освободить Эркеля.
Но затем он дал отбой: в Махачкале арестовали начальника РУОПа Имамутдина Темирбулатова, известного тем, что он освободил 159 похищенных, не платя выкупа. Как он рассказал ныне голландским журналистам, в октябре 2003 года он предложил «информатору» 50 тыс. долл. за сведения о местонахождении Эркеля, и проверка показала, что сведения точны. Но неожиданно дело Эркеля было выкрадено из кабинета начальника РУОПа, а самого Темирбулатова арестовали по обвинению... в организации похищений. Потом суд оправдал Темирбулатова.
После отказа Величко «Врачи» не продлили контракт. Заместитель гендиректора секции ВБГ Марк Понсен объяснил «Времени новостей»: «Русские отказывались признать какую-либо ответственность. Первое, что они говорили, это: «Мы предупреждали господина Эркеля, что это опасно». Они вели следствие, но дальше этого дело не шло, пока не сговорились о сумме выкупа».
11 апреля ночью люди в масках доставили Эркеля в управление ФСБ в Махачкале. Сам он рассказывал, что «ветераны» появились только после этого. В декабре 2004 года глава ФСБ Николай Патрушев, подводя итоги года, отнес освобождение Эркеля к числу наиболее удачных операций.
Но кому достался миллион евро? Возникает и еще вопрос: об ответственности госорганов за человека, похищенного на территории страны, причем не в зоне боевых действий. И кто должен обеспечивать защиту работника -- неправительственная организация или государство, гражданином которого он является? И какова ответственность государства, населению которого этот человек оказывает гуманитарную помощь? Сам процесс тоже примечателен: впервые государство привлекает к суду неправительственную организацию, и решение суда станет прецедентом.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева