|
|
N°132, 26 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самый редкий гость
«Пхеньянский затворник» приезжает в Россию
Ким Чен Ир, «уважаемый руководитель» КНДР, наконец прибудет в российскую столицу. Напомним, что президент России лично пригласил его во время встречи прошлым летом в Пхеньяне, когда руководители соседних стран познакомились и даже, как говорят осведомленные люди, прониклись друг к другу симпатией.
Вокруг ответного визита в Россию Ким Чен Ира ходило много слухов: чуть ли не каждый месяц появлялись сенсационные сообщения, что он, мол, «вот-вот будет». Причина повышенного, а со стороны южнокорейцев и японцев просто болезненного интереса, очевидно, в особой скрытности северокорейцев. Визиты Кима за рубеж до сих пор проходили в обстановке сугубой секретности, часто о них становилось известно уже постфактум.
Кроме Китая, который по-прежнему связан с КНДР союзным договором, Россия -- вторая страна, которую «полководец» официально посещает после прихода к власти в 1994 году. И если в 90-х годах демократическая Россия считалась в Северной Корее если и не врагом, то «опасным соседом», нынешний визит подчеркивает, что времена изменились. Россия помогла КНДР преодолеть дипломатическую изоляцию, заключила с Пхеньяном новый договор, поддерживает его стремление занять свое место в новом миропорядке, сложившемся после «холодной войны».
Лидер КНДР прибудет в Москву впервые после 1986 года, когда сюда прилетал его отец Ким Ир Сен (а в 1984 году «великий вождь» проехал всю Россию на поезде -- очевидно, этот факт повлиял и на выбор маршрута сыном). Наша «постреформенная» страна, очевидно, произведет на лидера одной из немногих оставшихся «истинно коммунистических» стран глубокое впечатление -- правда, пока неясно, какое.
Несомненно, однако, что демонстрация дружбы с Россией усилит позиции КНДР в нелегком торге с Вашингтоном, осложнившемся после прихода к власти Джорджа Буша. Нормальный же ход американо-северокорейского диалога и зависящего от него диалога Севера и Юга Кореи весьма важен для нас. Только в этом случае можно развеять миф о «северокорейской ракетной угрозе» -- один из главных предлогов для НПРО США. Только в этом случае появляются минимальные шансы на реализацию проекта создания транспортного коридора, соединяющего Юг и Север Корейского полуострова с Транссибом и Европой, в котором весьма заинтересована Россия.
Очевидно, «железнодорожный проект» станет одним из центральных на переговорах в Москве. Реконструкция силами российских специалистов железной дороги в КНДР будет иметь смысл только в случае гарантий соединения путей Севера и Юга и транзитного грузопотока. Нужен «импульс» сверху для того, чтобы эти проекты приблизились к стадии реализации, хотя, многое, разумеется, будет зависеть от позиции Южной Кореи. А ее союзники в Вашингтоне вряд ли придут в восторг от усиления позиций России и Китая на полуострове в случае налаживания межкорейского транзита.
Северокорейцы ждут от России экономического и технического содействия, в частности, в реконструкции и модернизации объектов, построенных в свое время с советской помощью. Для задыхающейся в тисках энергетического кризиса КНДР особенно актуально восстановление работоспособности электростанций, в частности в Пхеньяне. У России для этого есть технические возможности, но туго с финансами. В феврале в Сеуле Владимир Путин предлагал южнокорейцам объединить усилия -- Россия могла бы осуществить необходимые работы в зачет своего долга Сеулу. Осторожные южнокорейцы, однако, попросили заручиться согласием Пхеньяна с этой схемой.
Не секрет и то, что для северокорейской армии, оснащенной советским оружием, изрядно поизносившимся после свертывания военно-технического сотрудничества в начале 90-х, совсем нелишним было бы «подновить» с российской помощью материально-техническую базу. Очевидно, что в интересах сохранения военного баланса -- а следовательно, стабильности -- на полуострове об этом стоило бы подумать. Разумеется, при наличии соответствующих финансовых возможностей.
Очередной российско-корейский саммит станет весомым вкладом России в корейское урегулирование. В Сеуле уверены, что без визита в Россию не состоится и давно ожидаемый приезд Ким Чен Ира в Сеул. Если Россия сможет помочь возобновлению диалога между Севером и Югом, а также устранению раздражителей в отношениях КНДР с Западом, мы серьезно выиграем геополитически, а в перспективе, в случае налаживания многостороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии, и экономически.
Егор ДАВЫДОВ