|
|
N°70, 22 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газовоз «уплыл» к Межпромбанку
«Совкомфлот» прокладывает газовый фарватер
Государственный «Совкомфлот» вчера объявил о намерении сотрудничать с «Северной верфью», подконтрольной структурам Межпромбанка. Предметом соответствующего соглашения, подписанного компаниями, стала проработка вопросов о возможности строительства на базе верфи судов по перевозке сжиженных нефтяных газов. До сих пор подобных судов в России не создавалось.
Правда, это сотрудничество может несколько омрачить недавно заключенный мир между «Северной верфью» и его главным конкурентом -- Балтийским заводом, принадлежащим группе ИСТ. Всего две недели назад кораблестроители, которые последние годы вели ожесточенные войны, договорились о разделе рынка, в соответствии с которым «Северная верфь обещала не производить гражданские суда. Стоит отметить, что для Балтийского завода проект по строительству газовозов является стратегическим, и компания ведет переговоры с одним из европейских холдингов о совместной модернизации своих мощностей под производство подобных судов.
Ради устранения ненужной конкуренции Балтийский завод обязался за пять лет уйти с рынка боевых кораблей, однако при этом он будет поставлять на «Северную верфь» все необходимые ей комплектующие для производства военных судов. Завод мотивировал свое решение тем, что он загружен заказами до 2008 года, а также надеется в обозримом будущем получить контракт от «Совкомфлота» на газовоз дедвейтом 150 тыс. тонн. «Северная верфь», в свою очередь, согласилась не претендовать на рынок гражданских судов, так как Балтийский завод любезно уступил ей право построить фрегат для ВМС России, оцениваемый примерно в 400 млн долл. (сейчас проводится соответствующий тендер).
Однако эти обстоятельства руководителя судоходной компании Сергея Франка не смущают. «Почему нас должно это смущать, если люди говорят, что заинтересованы в этой работе? -- спросил вчера он. -- Я думаю, есть тысячи примеров, когда верфи имеют основную специализацию в одном секторе, но ведут и другие проекты. Во всяком случае, мы считаем, что там (на «Северной верфи». -- Ред.) люди серьезные, у нас вполне предметный разговор, мы обсуждаем два типа конкретных судов и сделаем со своей стороны все возможное, чтобы развитие этих отношений было более динамичным». При этом он отметил, что его компания не обращалась на Балтийский завод с предложением о сотрудничестве. «Верфи сами маркетируют свою деятельность. Но сейчас у нас хорошая, добрая история отношений с «Северной верфью», -- отметил глава «Совкомфлота».
Как заявил г-н Франк, его компания намерена в дальнейшем концентрироваться на перевозках нефти и газа, чтобы не стать «слабым звеном, в тех проектах, где будет участвовать российский энергетический бизнес», поскольку «логистика не должна быть узким местом» и сдерживать планы недропользователей.
Между тем «Совкомфлот», как заявляют в компании, «наращивает усилия в части выхода на перспективный рынок перевозки сжиженного природного газа» (СПГ). Ранее компания уже сообщала, что совместно с японской Nippon Yusen Kaisha построит два судна вместимостью по 147 тыс. кубометров каждое, которые будут зафрахтованы для перевозки СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». Теперь «Совкомфлот» подал заявку на участие в тендере по транспортировке сырья с проекта «Тангу» в Индонезии, которая должна начаться в 2008 году. Вместимость каждого судна -- 145 тыс. кубометров. Итоги тендера будут объявлены в конце апреля -- начале мая.
Также г-н Франк вчера сообщил, что в апреле было зарегистрировано СП с «Газпромом», которое будет оператором по созданию предприятия производства СПГ в Ленинградской области. О возможности строительства такого завода в Усть-Луге стало известно осенью прошлого года. Сырье планируется поставлять в Великобританию. Однако г-н Франк не захотел подробно обсуждать этот проект, отметив лишь, что его компания в нем является «младшим партнером».
Кстати, в «Совкомфлоте» надеются, что «во второй половине 2006 года целый ряд офисов головной компании будет трудиться в Санкт-Петербурге» и подготовка процесса идет «по плану». О планах переезда холдинг уже заявлял, отмечая, что «лидер российского судоходного рынка должен быть ближе к морю».
Денис РЕБРОВ, Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург