|
|
N°70, 22 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Левостороннее движение
У «Единой России» выросло второе крыло
Вслед за правым крылом «Единой России», представители которого официально заявили о себе во вторник, у партии власти отросло левое, видимо, для равновесия. Произошло это на «круглом столе», посвященном социальной программе партии. Председатель думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев объявил собравшимся, что он и еще 15 депутатов фракции «Единая Россия» не согласны с призывом 19 коллег во главе с председателем комитета по госстроительству Владимиром Плигиным сделать «Единую Россию» правой партией. «В парламентских выборах принимала участие правая партия -- СПС, и она набрала 3%. А «Единая Россия» получила почти 40% голосов, -- сказал депутат. -- Правый крен, наметившийся в нашей партии, мы считаем серьезной ошибкой. Государство должно быть демократическим, с этим никто не спорит. Но оно должно быть сильным, особенно в условиях, когда нам фактически объявлена война».
В ответ на призыв «оппонентов по партии» сделать идеологией «Единой России» либерализм г-н Исаев призвал «сделать идеологией социальный консерватизм». «Мы понимаем его как отстаивание сильного, независимого государства, проводящего последовательную социальную политику в интересах большинства. Мы гораздо ближе к той программе, которую партия заявила на выборах 2003 года, чем наши правые оппоненты», -- убеждал собравшихся Андрей Исаев.
Левая группа «Единой России», так же как и правая двумя днями раньше, подготовила программное заявление, где перечисляются позиции, которые она намерена отстаивать. В частности, речь идет об усовершенствовании пенсионной реформы, которая «пока не принесла пенсионерам ожидаемого роста доходов», борьбе за доступность жилья, более справедливом подходе в налоговой политике. «До сих пор снижение налогов в нашей стране наиболее благоприятно сказывалось на росте доходов наиболее богатой части общества и вопреки заявлениям наших либералов не привело к выводу заработной платы из тени. Но сейчас, когда бизнесу и так сделаны серьезные налоговые уступки, раздаются призывы ко все большему и большему снижению налогов даже в ущерб социальным обязательства государства. Более того, уплату и нынешних пониженных налогов некоторые члены нашей партии фактически хотят сделать необязательной, призывая ограничить возможность предъявления налоговых претензий трехлетним сроком давности... За такими «либеральными» позициями могут скрываться различные небескорыстные интересы», -- говорится в заявлении.
Выступившие на «круглом столе» председатель думского комитета по образованию Николай Булаев, депутаты Фарида Гайнуллина, Ольга Борзова, Константин Затулин сошлись во мнениях о необходимости более открытой дискуссии в «Единой России». «Говорят о разных точках зрения во власти, в частности, в правительстве. Но почему всегда побеждает точка зрения Грефа--Кудрина?» -- негодовал депутат Геннадий Кулик.
Вдоволь покритиковав правых коллег по партии, Андрей Исаев тем не менее заявил журналистам, что единству «Единой России» оформление крыльев и платформ никак не угрожает. «В нашей партии вполне могут быть сторонники и либеральной платформы, и сторонники социально-патриотического ее развития. Все равно нас отделяет от коммунистов и старых либералов гораздо большая пропасть, чем друг от друга», -- уверен депутат.
Ситуацию в «Единой России» «Времени новостей» прокомментировал президент Фонда эффективной политики Глеб ПАВЛОВСКИЙ:
-- Эти люди раньше реально придерживались разных взглядов, и сплотило их только то, что они сторонники президента Путина, который объединяет в своем лице лидерство и власть. На региональных выборах партия показала неожиданные для многих результаты, хотя ее очень сильно критиковали. Это говорит о том, что такой ресурс, как «избиратель -- сторонник Путина», по-прежнему существует, и во многом партии удалось за него успешно бороться. Взгляды у этих избирателей есть правые, а есть и левые. Чубайс недавно очень трезво охарактеризовал ситуацию, сказав, что оппозиция к президенту сталкивает политическую силу в сторону маргинального сектора. Но фактор поддержки «Единой России» президентом становится неактуальным на следующих парламентских выборах, когда второй президентский срок Путина будет подходить к концу. Тогда встанет вопрос о нескольких десятках миллионов человек, которые являются сторонниками Путина. «Единой России» придется бороться за них уже не в монопольном положении, а отбивая атаки тех, кто претендует на этих избирателей. Возникает задача построения более обороноспособной и подвижной структуры, превращения партии в политическую машину европейского типа. Это предполагает разговор как с правыми, так и левыми избирателями. Эта задача потребует не только другого идейного качества партии, но и ее политического просвещения, организационной консолидации. Возможно, потребуются кадровые перестановки.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА