|
|
N°69, 21 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
РЖД стоит у светофора
Компания обвиняет правительство в затягивании реформы
Продолжение железнодорожной реформы, которую ранее называли наиболее успешной среди преобразований российских монополий, оказалось под вопросом. Руководство «Российских железных дорог» вчера обвинило правительство в необоснованном затягивании второго этапа реформы железнодорожной отрасли. Выступая с основным докладом на последнем заседании правления РЖД, посвященном анализу реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, вице-президент компании Анна Белова посетовала, что основополагающие законопроекты, без которых осуществление второго этапа реформы невозможно, до сих пор не подготовлены.
Как известно, первый этап реформы завершился в сентябре 2003 года преобразованием МПС в ОАО «Российские железные дороги». Развитие конкуренции в области грузоперевозок (пассажирские в целом считаются убыточными) путем создания дочерних обществ и выделения отдельных видов деятельности предполагалось на втором этапе реформы, который истекает в конце этого года. Как вчера заявила г-жа Белова, «РЖД со своей стороны предприняло все необходимые меры для обеспечения недискриминационного доступа независимых операторов к услугам», однако подготовленные компанией документы, без которых «создание полноценных перевозчиков и развитие конкуренции в сфере грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок весьма проблематично», чиновники до сих пор не утвердили.
«К сожалению, -- сообщила вице-президент РЖД, -- правительством рассмотрены и приняты только четыре постановления (основополагающими из них являются постановления правительства «О ценообразовании на железнодорожном транспорте» и «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте». -- Ред.), остальные находятся на рассмотрении, причем восемь из них не завершили согласование в федеральных министерствах и ведомствах».
Отраслевые эксперты затрудняются оценить, кто тормозит разработку и принятие правительственных постановлений и законопроектов. Однако, по их мнению, целостное понимание того, должна ли продолжаться затеянная несколько лет назад железнодорожная реформа, и если да, то в каком направлении, у правительства сейчас отсутствует. Однако, по их мнению, возможны два сценария развития ситуации. Либо реформа будет продолжена и нормативная база правительством будет разработана, либо будет принято политическое решение отказаться от дальнейшего проведения преобразований, чтобы сконцентрировать усилия государства на развитии РЖД (чистая прибыль РЖД в 2004 году составила 8,7 млрд руб., ее капитализация экспертами оценивается в 52 млрд долл.). Очевидно, что недробленой компании проще привлекать кредиты. Вопрос лишь в том, устраивает ли правительство монополизм железнодорожной госкомпании.
Яна ГОДОВАНАЯ