|
|
N°69, 21 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контрабанда для "высшего общества"
Вынесен приговор организаторам крупнейшей автомобильной аферы
В Басманном суде Москвы закончился процесс по скандальному делу о контрабанде в Россию дорогих иномарок. Как уже ранее сообщала газета «Время новостей», сотрудники Следственного комитета (СК) при МВД РФ и ГУБОП установили, что многие влиятельные и известные в стране люди сейчас разъезжают на ворованных лимузинах марок «Бентли», «Хаммер», «Ягуар», «Лексус», «Линкольн» и т.д. Они были похищены в США и Европе, но организаторы аферы сумели официально их оформить в России при помощи своих связей в ГИБДД. Выйти на цепочку аферистов удалось после длившегося почти два года расследования, в котором помимо российских правоохранительных органов принимали участие ФБР США и спецслужбы Украины. В результате мошенники получили по семь лет тюрьмы.
В 1998--1999 годах из крупнейших автомобильных салонов Америки начали пропадать целые партии престижных иномарок. Так, 27 сентября 1998 года в городе Скарборо (штат Мэн) у одного предприятия исчезло за одну ночь шесть «Ленд-Роверов». 28 октября у компании Prestige Lexus (Рэмси, штат Нью-Джерси) было похищено сразу девять «Лексусов». 29 ноября из фирмы «Бердик Линкольн-Меркурий» (пригород Нью-Йорка) пропало девять «Линкольн-Навигаторов» и один «Линкольн Таун-Кар» и т.д. Одновременно десятки дорогих лимузинов начали похищать и в некоторых странах Европы.
Как позже установили сотрудники СК, за аферами стояли пять граждан России: Александр Борис, Юрий Праг, Александр Каменский (они и предстали перед судом), а также Олег Кулишов и Вадим Александровский (сейчас они находятся в розыске). По данным милиционеров, эти люди наняли профессиональных угонщиков из Прибалтики, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы. Воры имели электронные ключи от дорогих систем сигнализации, сканеры, настроенные на полицейские радиоволны, и т.д. Дальше ворованные иномарки перегонялись в специальные ангары, где они «отстаивались», а затем начиналась операция по переправке их за океан.
Для этого, по версии МВД РФ, использовалось несколько схем. По одной, машины грузились на корабли в контейнерах под видом подержанной авторезины. По второй, иномарки оформлялись открыто, но в документах указывались номера двигателей других, не ворованных автомобилей. Не обходилось во время таких афер и без помощи представителей таможенной службы США, поэтому в свое время к расследованию подключилось ФБР.
Обычно официальными отправителями груза значились две американские подставные компании: Sotby Transocean Line Inc. и Autopedia Export Systems. А контейнеры c иномарками отправлялись на судах «Сюзанн Сиф», «Чешам», «Мэй Рикмерс», «Тор Сюзанн», «Мерск Констанца» и «Мандала» и следовали на Украину, в порт Ильичевск, где товар встречал все тот же Кулишов с партнерами. Они передавали груз перегонщикам, и вереницы лимузинов следовали в Россию. В Москве иномарки оформлялись на ворованные паспорта, чьи обладатели и должны были по закону платить все таможенные сборы, но, понятно, этого не делали. Несмотря на явную сомнительность сопроводительных бумаг на автомобили, некоторые подразделения ГИБДД спокойно регистрировали их. Особо «отличились» 3-е, 4-е и 6-е отделения МРЭО СВАО Москвы, 3-е, 4-е и 5-е отделения МРЭО ЦАО, 3-е отделение МРЭО СЗАО, 4-е и 6-е отделения МРЭО ВАО, 6-е отделение МРЭО ЗАО. Когда руководство МВД это обнаружило, контрабандисты, пользуясь пробелами в законах, стали действовать через суды, которые просто обязывали ГИБДД регистрировать угнанные машины.
Если потом ворованные иномарки покупали какие-нибудь организации, то подобные сделки следствию удалось отследить. В частности, в деле фигурируют такие крупные предприятия, как ГУП «123-й Авиаремонтный завод Министерства обороны», «Металлоперерабатывающая компания МПК», ООО «Телесет». А вот частные приобретатели машин в материалах следствия преимущественно значатся как «неустановленные лица». Объяснить это легко. По словам сыщиков, владельцами краденных лимузинов стали очень известные в стране люди -- актеры, депутаты, банкиры, режиссеры и даже один сосед Бориса Ельцина. Обычно они не интересовались происхождением эксклюзивных машин, поскольку продавались иномарки со значительными скидками.
В 2002 году Александр Борис, Юрий Праг и Александр Каменский были арестованы, и им предъявили обвинения в контрабанде и легализации средств, полученных преступным путем. Процесс над ними начался 27 февраля 2003 года и закончился только на днях.
Александр ШВАРЕВ