Время новостей
     N°69, 21 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2005
Маржа ЛУКОЙЛа
Независимые АЗС обвинили Вагита Алекперова в демпинге
Баталии по поводу цен на бензин развернулись между независимыми розничными торговцами и ЛУКОЙЛом. Владельцы АЗС, не аффилированные с вертикально интегрированными холдингами, обвинили нефтяную компанию Вагита Алекперова в демпинге и пожаловались на нее в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Вчера глава Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов заявил, что действия холдинга по сдерживанию цен на собственных заправках «грозят разорением малому бизнесу, работающему в сфере ТЭК». В ЛУКОЙЛе, который еще в декабре обещал президенту Владимиру Путину придержать стремительно растущую стоимость бензина, не намерены отказываться от своей политики и «поддаваться давлению» со стороны независимых торговцев.

«Мы не можем просто так спокойно смотреть, как будут разоряться малые и средние предприятия, -- сказал вчера г-н Борисов. -- Наверно, остановить розничные цены со стороны ЛУКОЙЛа было правильным решением, но тогда надо остановить и оптовые, иначе маржа будет настолько ничтожной, что бизнес малых предприятий станет убыточным». По его мнению, действия компании Вагита Алекперова -- это «политическая бравада» в ответ на требование властей разобраться с растущими ценами на бензин.

В декабре, как известно, Владимир Путин обсудил с г-ном Алекперовым повышение стоимости нефтепродуктов на протяжении всего прошлого года. Эта проблема стала головной болью для правительства, которое так и не нашло способов для борьбы с тенденцией увеличения цен на топливо вслед за мировыми ценами на нефть. Тогда президент ЛУКОЙЛа заявил: «Мы уже начали сезонное снижение оптовых цен. Надеюсь, что параллельно с этим начнут снижаться и цены на розничном рынке». И посетовал: «Мы оптовые цены снижаем, а рынок держит розничные на том же уровне, на котором они были в ноябре. Поэтому нам необходимо делать дальнейшие шаги, чтобы стимулировать уже параллельное снижение цен на розничном рынке. Сейчас наша компания готовится к этому. В ближайшее время мы начнем действия, которые, думаю, подтолкнут к действиям и наших коллег». Президенту Путину идея понравилась. «Надеюсь, что действия вашей компании вызовут ответную реакцию коллег, других крупных операторов, и это скажется в конечном итоге благоприятным образом на рынке и выровняет ситуацию, которую нормальной назвать нельзя. Мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию, подавлению естественного движения цен, но такой явно спекулятивный эффект тоже недопустим», -- заявил он в ответ.

Свои обещания ЛУКОЙЛ, судя по всему, выполнил. В письме РТС в ФАС говорится: «ЛУКОЙЛ директивно заморозил розничные цены на всех своих АЗС на уровне декабря 2005 года. Такие действия фактически дезорганизовали топливные рынки, особенно в регионах доминирования компании». Какие это регионы, в письме не сообщается. По словам вице-президента РТС Григория Сергиенко, к их числу можно отнести, к примеру, Волгоградскую, Пермскую и Нижегородскую области, где ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими предприятиями.

Владельцы независимых АЗС отмечают, что в декабре 2004-го -- январе 2005-го после падения цен на нефть, введения повышенных таможенных пошлин и благодаря воздействию сезонных факторов стоимость нефтепродуктов действительно уменьшалась. Однако с конца января рост оптовых цен возобновился, говорится в письме, и вслед за ними розничный сектор с начала марта вынужден был повышать цену бензина.

Несправедливость, по мнению представителей РТС, заключается в том, что ЛУКОЙЛ поднимает оптовые цены, но продаваемые на его АЗС продукты при этом не дорожают, и это «дезорганизует топливные рынки». В письме отмечается, что вертикально интегрированные компании могут «при сохранении приемлемой доходности» устанавливать для собственных АЗС отпускные цены на нефтепродукты значительно ниже средних по рынку, и «логика ценообразования в розничном звене ЛУКОЙЛа воспринималась бы субъектами рынка с пониманием, если бы и ее оптовые цены на нефтепродукты были также ниже среднерыночных». Это, считают в РТС, приводит к «вытеснению с топливного рынка независимых владельцев АЗС» и одновременно «создает в общественном мнении (для ЛУКОЙЛа. -- Ред.) имидж защитника экономических интересов населения в условиях продолжающегося объективного роста цен на нефтепродукты». Сдерживая цены, ЛУКОЙЛ проводит политику недобросовестной конкуренции, уверены представители Топливного союза, которые и просят ФАС разобраться в этом вопросе.

ЛУКОЙЛу заявления РТС пришлись не по душе. «Г-н Борисов призывает нас поднять цены на наших АЗС и тем самым практически вступить в некий ценовой сговор», -- возмущается пресс-секретарь компании Дмитрий Долгов. Кроме того, по мнению представителей холдинга, независимые торговцы просто «прибедняются», поскольку в России маржа в розничном секторе составляет около 30%, в то время как в Европе -- 7--12%. Также г-н Долгов утверждает, что оптовые цены растут для всех покупателей, в том числе и для АЗС самого ЛУКОЙЛа.

Правда, по словам г-на Сергиенко из РТС, маржа АЗС в Москве равна 15--20%, при этом после уплаты всех налогов и покрытия издержек компания получает 5--7% прибыли с каждого проданного литра.

Денис РЕБРОВ, Ирина СКЛЯРОВА