|
|
N°69, 21 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минфинплан
Правительству объяснили, сколько у него денег
Сегодня правительство узнает все о своих финансовых возможностях на ближайшую трехлетку. Минфин представит основные показатели перспективного финплана, а также обозначит направления долговой политики. Цифры, по сути, не новы. Новость, однако, в том, что Минфин решил представить кабинету сразу два сценария: не только оптимистический, но и пессимистический. На языке министра финансов Алексея Кудрина, "ожидаемый" вариант против "базового".
Недавно кабинет Михаила Фрадкова утвердил как основной "инновационный" сценарий среднесрочного развития экономики (к которому привязан и "ожидаемый" вариант Алексея Кудрина). Показатели в нем хотя и далеки от поставленных президентом задач по удвоению ВВП и уполовиниванию бедности, но все же вполне утешительны. Темпы роста ВВП составят 5,9--6,2%. Доходы -- 16--16,5% ВВП (в 2006 году -- 4 трлн 94 млрд руб.). Непроцентные расходы (то есть не связанные с обслуживанием госдолга) -- 14,8--15,6% ВВП (в 2006 году -- 3 трлн 462 млрд руб.). Профицит -- 1,8--1,2% ВВП. Курс рубля к доллару колеблется от 27,2 до 27,65 руб. Инфляция должна сократиться за три года до 4--5,5% -- при условии, что тарифы на услуги естественных монополий пересматриваться уже не будут (Минфин в своих расчетах исходил из роста тарифов на газ в 2006 году на 11%, 2007-м -- на 8%, 2008-м -- на 7%, хотя «Газпром» пытается добиться увеличения тарифа хотя бы до 17%, а Минэкономразвития готово на компромисс в 14%). "Ожидаемый" вариант базируется на цене нефти 33--34 долл. за баррель.
«Базовый» же вариант Минфина подразумевает "инерционный" сценарий экономического развития, который тоже рассматривался, но не был принят кабинетом, и рассчитан из цены на нефть 28 долл. за баррель. В смысле экономического роста в нем все достаточно печально -- лишь 4,5--4,6% годового прироста ВВП.
Приводя расчеты двух вариантов, Минфин в конце подписывает некий приговор оптимистическому: «В случае падения цены на нефть до 28 долл. за баррель непроцентные расходы должны быть сокращены на 125,1 млрд рублей».
Споры на сегодняшнем заседании правительства ожидаются прежде всего вокруг размеров государственных инвестиций. В плане г-на Кудрина они определены на будущий год в размере 368,2 млрд руб. По оценкам правительственных экспертов, Минфин не учел инвестиционные претензии МЭРТ как минимум еще на 100 млрд руб., а как максимум -- на 300 млрд. «Если согласиться с позицией Минфина, -- сказал "Времени новостей" высокопоставленный чиновник в Белом доме, -- то мы можем не обеспечить заданные темпы экономического роста». Кроме того, по его словам, записанные в планы налоговые новации по обеспечению ускоренного возврата НДС при капстроительстве и экспорте не может реализовать на практике налоговая служба. Просто потому, что не умеет.
Так или иначе, главе МЭРТ Герману Грефу придется побеседовать с г-ном Кудриным сегодня уже не при закрытых дверях, а публично. И это не единственный пункт повестки, из-за которого членам кабинета придется примирять двух коллег-оппонентов. Не урегулированы разногласия Минфина и МЭРТ по долговой политике. Минфин выступает против проекта Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и в ее рамках -- предоставления госгарантий Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. МЭРТ же в свою очередь выступает против предложения Минфина расширить перечень активов, в которые можно размещать пенсионные средства. Исход этих споров осведомленные эксперты предсказать не брались.
Вера КУЗНЕЦОВА