|
|
N°69, 21 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерный лабиринт
Кондолизу Райс не пустили к российским ракетам и боеголовкам
Вчера в ходе визита госсекретаря США Кондолизы Райс в Москву она не услышала того ответа, который, вероятно, хотела услышать. Он касался не свободы и демократии в России, о которых так любят рассуждать заокеанские гости, а российской военной мощи. Москва прямо дала понять, что не согласна на инспекции своих ядерных объектов американцами.
Министр обороны России Сергей Иванов после встречи с Райс подчеркнул, что «вопрос о посещении ядерных объектов России американскими инспекторами не рассматривается». По словам главы МИДа Сергея Лаврова, ясность в вопросе взаимодействия в обеспечении безопасности ядерных объектов и материалов была внесена президентами России и США еще в Братиславе, где они «поручили соответствующим ведомствам двух государств взаимодействовать в сфере безопасности ядерных объектов, материалов». «Это поручение основано целиком на паритетных началах. Так что о каких-то дополнительных договоренностях я не слышал», -- резюмировал г-н Лавров.
Эти заявления стали ответом на слова Кондолизы Райс, высказавшей надежду, что к майской встрече президентов России и США в Москве будет достигнут прогресс в вопросе инспекций российских ядерных объектов. «Мы добились улучшения нашего доступа на эти объекты, но остается еще работа, которую необходимо проделать», -- заявила госсекретарь США. Как пояснил «Времени новостей» российский эксперт Алексей Богатуров, после встречи Владимира Путина и Джорджа Буша 27 февраля в Словакии «оставался нерешенным очень большой блок вопросов, касающихся усиления безопасности ядерных объектов, и Кондолиза Райс попыталась подтянуть достижение тех договоренностей, которые не получились в Братиславе, под визит Буша в Москву».
Информация о том, что американцы настойчиво предлагают Кремлю совместную защиту российских ядерных объектов, в том числе шахт ядерных ракет и складов ядерных боеголовок, появилась еще накануне саммита в Братиславе. Москва относится к этим планам настороженно, ведь речь идет о доступе к ядерному оружию России. Тем не менее Кондолиза Райс не преминула прощупать настроения Кремля. Как заметил г-н Богатуров, «она продемонстрировала умение, проникновенно и сострадательно глядя в глаза собеседнику, показать, что очень ему сочувствует, особенно перед тем, как сообщить ему нечто не слишком приятное».
Тем не менее г-жа Райс казалась более терпимой к России, чем значительная часть американских СМИ или конгрессменов. Она высказалась против исключения России из «большой восьмерки» и заявила, что в «экспорте демократии» нет необходимости. По ее словам, России не стоит бояться «цветных революций» как в Грузии, на Украине, в Киргизстане». «Россия -- стабильное государство, и у нее есть возможность развивать демократию, не прибегая к революции, -- пояснила госсекретарь США. -- Нет необходимости думать о революции как о чем-то таком, чего нужно бояться».
Госсекретарь не забыла высказаться об обеспокоенности США «централизацией в российских теле- и радиовещательных СМИ». Она сетовала по поводу продажи российских автоматов Калашникова в Венесуэлу и обещала внимательно следить за делом ЮКОСа. «Мы как инвесторы, все международное инвестиционное сообщество будем следить за тем, чтобы власть закона в России можно было воспринимать оптимистично», -- несколько обтекаемо высказалась Кондолиза Райс. Впрочем, к подобному обмену любезностями в Москве давно привыкли. В ответ Владимир Путин рассказал Райс о законодательных процессах, происходящих в России в рамках развития демократии и рыночных реформ.
Вчера вечером из Москвы г-жа Райс направилась в Вильнюс на министерскую встречу НАТО.
Андрей ЗЛОБИН