|
|
N°131, 25 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Весь мир тюрьма
Дни баварского кино открылись фильмом «Эксперимент»
Победа животного начала над человеческим, склонность к бессмысленному и изощренному насилию, готовность унизить слабого, опьянение властью -- все эти идеи давно известны как литературе, так и кино. Тем сложнее снять на подобную тему качественный и интересный фильм.
Режиссеру Оливеру Хиршбигелю это удалось. Его картина «Эксперимент» с Морицем Бляйбтроем в главной роли основана на реальных событиях: в одной из тюрем проводились психологические опыты с участием добровольцев, разделившихся на тюремщиков и заключенных. Тогда наблюдения пришлось прекратить на шестой день -- во избежание возможных травм и увечий «арестантов». В фильме Хиршбигеля все заходит несколько дальше. Для проведения эксперимента, рассчитанного на две недели, подбирается 20 человек. Среди заключенных -- журналист (Бляйбтрой), выдающий себя за таксиста. И следуя редакционному заданию, и просто в силу своего необузданного темперамента он начинает вести себя слишком провокационно. Если поначалу тюремщики готовы и пошутить со своими подопечными, и в баскетбол поиграть, то уже на второй день ситуация меняется. Несмотря на строгую инструкцию «никакого насилия», надзиратели забывают, что все это «просто игра», и дают волю своим, пока еще робким, садистским фантазиям. Особенно усердствует некий Берус -- типичный «наци» с небесно-голубыми глазами (его роль блестяще исполнил Юстус фон Донаньи). На третий день следуют изощренные издевательства, но без прямого физического насилия. На четвертый проливается первая кровь. А на пятый... Сходите в кино -- сами узнаете. Отметим лишь, что своей манерой обнажать самые грязные и потаенные уголки человеческой натуры фильм несколько напоминает «Забавные игры» Михаэля Ханнеке.
Российская публика встретила «Эксперимент» восторженно и порой чрезмерно экзальтированно. «Знаем мы эти фашистские штучки!» -- непринужденно комментировали действие зрители, попавшие на премьеру в кинотеатре «Зарядье». Но настоящий катарсис наступил, когда главный герой выломал-таки тяжелую железную крышку ужасного ящика, а фильм из психологического триллера вдруг превратился в добротный боевик. Шквал восторженных аплодисментов и вскриков уже не стихал до самого конца, усиливаясь при каждом ударе, который герой справедливо обрушивал на головы озверевших подлецов и мучителей.
Анна СТАРОБИНЕЦ