|
|
N°68, 20 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ни жив ни мертв
Отменен оправдательный приговор по делу о трансплантации донорских органов
Обвинявшиеся в трансплантации почки у живого пациента врачи вновь предстанут перед судом. Вчера Верховный суд РФ (ВС) отменил вынесенный в марте этого года Мосгорсудом оправдательный приговор и отправил дело на новое рассмотрение в ином составе суда. Обвинение довольно -- иного они от ВС и не ожидали. Адвокаты разводят руками -- мол, в нашей стране трудно добиться оправдания, и готовятся обжаловать решение ВС в надзорной инстанции.
В незаконной трансплантации донорских органов обвиняются два сотрудника Московского координационного центра органного донорства (центр) Петр Пятничук и Баирма Шагдурова, замзаведующего реанимационным отделением 20-й горбольницы Ирина Лирцман и врач этого отделения Людмила Правденко. Краеугольным камнем судебного разбирательства стал вопрос, был ли пациент Анатолий Орехов при принятии врачами решения о трансплантации у него почки жив или мертв.
Версия обвинения выглядела следующим образом. 11 апреля 2003 года в 12.30 в 20-ю больницу доставили 53-летнего Анатолия Орехова с черепно-мозговой травмой. Через час в центр позвонила доктор Лирцман и сообщила о наличии потенциального донора почки, а еще через час трансплантологи Пятничук и Шагдурова были уже у койки больного. К 16.00 после нескольких попыток реанимации врачи констатировали смерть Орехова и стали готовиться к извлечению почки. Сделать это им помешали сотрудники МУРа и врачи клинического госпиталя ГУВД. Они провели свое обследование Орехова и пришли к выводу, что тот еще подавал признаки жизни -- давление его было в норме, конечности шевелились, сердце билось.
Прокурор утверждал, что подсудимые были «намерены изъять у еще живого Орехова почку, зная, что эта операция повлечет гибель пациента», и потребовал для них наказания в виде лишения свободы на срок от восьми до девяти лет. Адвокаты в свою очередь настаивали, что их подзащитные сделали все для спасения жизни пациента, а то, что оперативники посчитали «признаками жизни», на самом деле было ни чем иным, как рефлекторным сокращением мышц только что скончавшегося человека.
Мосгорсуд согласился с позицией защиты, счел доводы обвинения необоснованными и оправдал всех врачей за отсутствием в их действиях состава преступления. Обвинение уже тогда заявило о намерении обжаловать приговор. А вчера ВС поддержал прокуратуру и отменил вердикт нижестоящей инстанции. В обосновании своего представления в ВС гособвинитель Александр Ремизов, в частности, заявил, что смерть Орехова не была должным образом констатирована на тот момент, когда трансплантологи готовились к операции по забору у него органов. «Опровергнуть доказательства того, что Орехов был жив, защита не смогла, -- сказал он. -- Высококвалифицированные врачи осуществили манипуляции с пациентом, они провели целенаправленные действия, понимая их характер». «Мы за такую трансплантологию, которая не нарушает права и интересы граждан», -- добавил прокурор.
У защиты иное мнение, в решении ВС они видят тенденцию российских судов к обвинительному уклону. «Мы предполагали, что дело может принять такой оборот, но не потому, что врачи виновны, а потому что в нашей стране трудно добиться оправдания», -- заявил один из адвокатов Юрий Костанов и добавил, что вчерашнее решение, по всей вероятности, будет обжаловано в президиуме ВС.
Екатерина БУТОРИНА