|
|
N°68, 20 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Израиль ставит России два условия
Через неделю президент России Владимир Путин посетит с официальным визитом Израиль. Глава российского МИДа Сергей Лавров полагает, что визит будет «продуктивным и конструктивным». Израильтяне называют грядущее событие историческим, ведь это первый визит президента России в еврейское государство. О том, какие вопросы планируется обсудить, корреспонденту «Времени новостей» рассказал министр иностранных дел Израиля Сильван ШАЛОМ.
-- За последние полгода отношения между Израилем и Россией успели испортиться и вновь нормализоваться. Чего ждет израильская дипломатия от визита российского президента?
-- Мы очень рады, что президент России Владимир Путин принял решение посетить Израиль. Мы надеемся, что это будет успешный визит для обеих стран. Между нашими странами хорошие, устоявшиеся отношения, и мы планируем укрепить их еще больше. Товарооборот между Россией и Израилем составляет 1,3 млрд долл., не считая сотрудничества в нефтяной сфере. И это намного больше, чем товарооборот России со всеми арабскими странами, вместе взятыми. Между нами поддерживается продуктивный диалог, и мы удовлетворены нашими отношениями. С российским президентом мы планируем обсудить вопросы улучшения условий для приезда российских туристов в Израиль и продолжения репатриации из России. Будут обсуждаться проблемы, связанные с терроризмом и странами, которые поддерживают террористические организации. На данном этапе мы удовлетворены тем, что Россия призвала Сирию вывести войска из Ливана и тем самым выполнить резолюцию №1559 Совета Безопасности ООН (принята в сентябре прошлого года. -- Ред.).
-- Россия решила продать Сирии зенитно-ракетные комплексы ближнего радиуса действия «Стрелец». Почему израильская сторона так настойчиво просила Москву не делать этого?
-- Сирия до сих пор поддерживает терроризм. Она открыто поддерживает ХАМАС и «Исламский джихад», а также иранскую террористическую организацию «Хизболла». Ракеты этого типа могут угрожать безопасности Израиля. Конечно, вопрос о продаже Сирии комплексов «Стрелец» будет поднят во время визита Путина в Израиль.
-- А что Израиль может предложить России в обмен на отказ от этой сделки с Сирией?
-- Речь идет не о том, что мы можем предложить, а о борьбе с международным терроризмом. Мы надеемся видеть Россию, играющую лидирующую роль в мирном процессе на Ближнем Востоке. Мне кажется, что именно Россия, используя свой опыт отношений с арабскими странами, может оказать положительное влияние на проведение экономических и военных реформ в Палестинской автономии. Чтобы играть ключевую роль на Ближнем Востоке, России следует выполнять два условия: поощрять умеренных политиков и дипломатию, направленную к миру, а также бороться с экстремистами, которые до сих пор считают Израиль своим «сионистским врагом».
-- Кто эти умеренные политики и кто экстремисты?
-- Умеренные политики -- это прежде всего премьер-министр Палестинской автономии Махмуд Аббас (Абу Мазен), главы таких стран, как Египет и Иордания. Экстремисты всем хорошо известны -- это Сирия и Иран.
-- Но ведь Москва настаивает, что ее сотрудничество с Ираном по строительству ядерного реактора в Бушере носит мирный характер...
-- До трагедии 11 сентября и до Беслана многие думали, что терроризм находится далеко от них. И что Иран -- это лишь проблема Израиля. Но полтора--два года назад Иран разработал ракеты средней дальности, которые могут нанести удар по любому городу в Европе, а также по России. После этого руководство европейских стран осознало, что и они находятся под угрозой. Мы полагаем, что Россия имеет схожую с нами позицию: не допустить того, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие. Позицию Израиля разделяют европейские страны и США. Мы надеемся, что к нам присоединится и Россия.
-- Госдепартамент США в ежегодном докладе об антисемитизме отметил, что в России и Белоруссии это явление приобрело угрожающий характер...
-- К сожалению, антисемитизм вырос не только в России, но и во всей Европе. Прошло всего 60 лет с того момента, как шесть миллионов евреев были уничтожены в нацистских лагерях. Но мы видим, что как в России, так и в Европе растет число антисемитских вылазок, осквернения еврейских могил и нападений на синагоги. Говоря о проявлениях антисемитизма, мы не можем не упомянуть о письме депутатов Государственной думы России с просьбой закрыть еврейские организации. Мы рассчитываем, что российскому правительству удастся предотвратить подобные акции как на государственном, так и на бытовом уровне. Также надеемся, что одним из итогов визита президента Путина станет совместное заявление, осуждающее антисемитизм и терроризм.
-- Как минимум два человека, объявленные Москвой в международный розыск по обвинениям в финансовых махинациях и уклонении от уплаты налогов, имеют израильское гражданство и живут в Израиле. Это Владимир Гусинский и Леонид Невзлин. Будет ли обсуждаться возможность их выдачи России?
-- В Израиле есть юридические органы, которые правомочны решать подобные проблемы. Я не в курсе таких дел.
-- Вы будете обсуждать с Владимиром Путиным этот вопрос?
-- Честно признаться, я не знаю. Если он будет инициирован российской стороной -- возможно.
-- Израиль критикует Россию за дружбу с Сирией и Ираном, за рост антисемитизма внутри страны. Тем не менее Россия продолжает играть важную роль для еврейского государства. Почему?
-- Я думаю, что Россия действительно сильная держава, она способна играть важную роль в мировой политике. Более миллиона человек в Израиле имеют российские корни. Духовно Израиль очень близок к России. Между нашими странами прекрасные отношения в области политики, экономики и культуры. Мы надеемся, что визит Путина в Израиль и последующий визит президента Израиля Моше Кацава на празднование 60-летия Победы в Москву сблизят наши страны еще больше.
Беседовала Мария ГРИШИНА, Иерусалим -- Тель-Авив