|
|
N°68, 20 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как «взрослая» Европа травмирует Россию
Ставшие регулярными визиты в Москву высокопоставленных представителей Брюсселя свидетельствуют, что отношения России и Европейского союза (ЕС) приближаются к поворотной точке. Началом нового этапа «подлинного сотрудничества» может стать Соглашение о «четырех общих пространствах», которое планируют подписать на саммите 10 мая в Москве.
Помимо признания СНГ зоной совместной ответственности России и ЕС, а также ряда существенных экономических уступок с нашей стороны, это сотрудничество подразумевает одностороннее приближение российского законодательства к правилам и нормам Европейского союза.
Чтобы избежать двусмысленностей, отметим сразу -- речи о конвергенции российского и европейского права не идет. Евросоюз не собирается вырабатывать совместные с Россией нормы будущего интеграционного объединения. Все, что предлагает Брюссель, это сроки и масштабы добровольного приближения России к европейским стандартам. Еще несколько лет назад комиссар ЕС по внешним связям Крис Паттен заметил: «Никто не собирается заставлять Россию жить по законам ЕС, но всем будет проще, если законодательная база будет одинаковой».
Спору нет, у чиновников Евросоюза есть веские основания ставить вопрос таким образом. Россия прочно привязана к Европе нефтегазовой трубой, и об ослаблении этой связи говорить пока не приходится. Компании стран ЕС остаются наиболее важными инвесторами в российскую экономику. Да и физические масштабы партнеров несопоставимы. Высокопоставленные представители ЕС напоминают, что почти 500-миллионная единая Европа должна играть ведущую роль в отношениях с соседкой, ВВП которой приближается к показателю не самой крупной страны Евросоюза -- Голландии.
Готова ли к восприятию европейских норм Россия? С экономической точки зрения введение правил ЕС должно в долгосрочной перспективе пойти на пользу. Теоретически может повыситься качество товаров и услуг, станут более высокими экологические требования и уровень социальной защищенности населения.
Еще раньше положительный эффект унификации законодательства коснется нас с вами -- потребителей товаров и услуг. Сейчас представители многих секторов российской экономики признают, что введение европейских стандартов будет для них серьезнейшим шоком. После того как рухнет большинство российских предприятий, не готовых к открытию рынка, российские граждане смогут с успехом пользоваться европейской продукцией. Другое дело, что о таких наукоемких проектах, как возрождение авиационной промышленности, придется навсегда забыть.
Если же говорить о европейских нормах в сфере социальной защиты населения, то их высокий уровень будет «компенсироваться» увеличением объемов неформального сектора и «теневых» практик в отношениях «работодатель -- работник». Произвольное перенесение норм социальной защиты, присущих развитым индустриальным странам, на почву переходных экономик, как показывает опыт стран Латинской Америки, ведет к росту «тени». Да и сами страны Евросоюза все чаще признают неэффективность своей социальной модели. Вопрос о ее радикальном пересмотре стал предметом острейших дискуссий на саммите стран ЕС в Брюсселе 22 марта.
Политически Россия также не может играть по европейским правилам. Отношения власти, бизнеса и общества разбалансированы. Механизмы цивилизованного взаимодействия МИДа и крупнейших корпораций находятся в зачаточном состоянии. Национальная бюрократия и ее внешнеполитический сегмент не готовы противостоять напору сотен высококвалифицированных чиновников из Брюсселя. И будут вынуждены все чаще следовать советам более искушенных европейских товарищей.
Вступая с Россией в отношения «подлинного сотрудничества», Евросоюз идет на опасный и сложный эксперимент. Действия Брюсселя напоминают поведение взрослого человека, вовлекающего партнера в отношения, смысл и содержание которых тот полностью понять и оценить не в состоянии. В перспективе такое сожительство может принести радость, однако травма, полученная в нежном возрасте, неминуемо будет давать о себе знать. Ее политическими последствиями станут раздражение местной элиты, неудовлетворенность и поиск партнеров «на стороне».
Как показывает пример отношений ЕС и США, свободное передвижение людей, услуг и капиталов возможно и без масштабных псевдоинтеграционных проектов. Так и России, наверное, не надо было наспех подгонять свои законы к нормам ЕС для того, чтобы добиться полной отмены или значительного смягчения визовых ограничений и повышения качества товарооборота. России просто необходимо повзрослеть.
Тимофей Бордачев