|
|
N°131, 25 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иранская «дипломатия канонерок»
Тегеран отпугивает от Каспия инвесторов
Спор вокруг раздела Каспия, который не удается урегулировать уже несколько лет, вступил в новую фазу, угрожающую экономическим интересам сторон. Компания British Petroleum, один из основных участников разработки каспийского шельфа, заявила вчера о приостановке своей деятельности в регионе в связи с нестабильной обстановкой.
Поводом послужил инцидент, случившийся в понедельник вечером. Как утверждает Баку, иранские военные катера вторглись в территориальные воды Азербайджана, заблокировав акваторию месторождений «Алов»--«Араз»--«Шарг» в центральной части Каспия, в 50--80 км от морской границы Ирана. Вторжение с воздуха поддерживали истребители. Геофизическим судам «Геофизик-3» и «Алиф Гаджиев», которые проводили там исследования, приказали отойти на пять миль и прекратить все работы, в противном случае иранцы угрожали открыть огонь. На азербайджанских судах находились специалисты компании British Petroleum -- оператора проекта по разработке «Алова».
Ситуация накалилась настолько, что в ночь на вторник посла Ирана в Баку Ахада Газаи срочно вызвали к азербайджанскому премьер-министру Артуру Расизаде. Глава правительства предупредил о последствиях вторжения и фактической аннексии морских владений. Иран мотивирует свои действия тем, что блок «Алборз» (так иранцы называют «Алов») входит в зону Каспия, которая досталась бы Тегерану в случае раздела моря «по справедливости» на пять равных частей, как того добивается Иран. Еще накануне инцидента в МИД Ирана был вызван временный поверенный в делах Азербайджана, и иранский замминистра иностранных дел Али Ахани заявил о недопустимости нарушения иранской юрисдикции над нефтяными месторождениями. Судя по всему, Тегеран не собирается выводить военные корабли из вод Азербайджана. Более того, министерство нефтяной промышленности Ирана распространило официальное заявление, что Тегеран будет считать недействительным любой контракт, заключенный иностранными компаниями для «несанкционированной деятельности в иранском секторе».
«Иранские власти пресекут любую добывающую деятельность любой иностранной компании в границах упомянутого сектора, и министерство нефти никогда не подпишет никакого контракта с компаниями, занимающимися подобной деятельностью», -- говорится в заявлении. Вчера иранское информационное агентство ИРНА обвинило Азербайджан во вторжении в иранскую зону, что Баку, впрочем, решительно опроверг.
Информированные наблюдатели в Москве считают, что демарш связан с внутриполитической ситуацией в Иране, где администрация вновь избранного президента Мухаммада Хатами стремится укрепить позиции в противостоянии с клерикальным духовенством. Демонстрация силы на Каспии должна доказать, что реформисты не «сдают» национальные интересы, как утверждают консерваторы. Кроме того, иранская «дипломатия канонерок» призвана, очевидно, опровергнуть недавние сообщения в западной прессе, согласно которым Иран якобы готов отказаться от нереалистичных требований делить Каспий на пять равных частей. В Тегеране на эти утечки реагировали весьма нервно.
Из западных столиц никакого отклика на пограничный инцидент пока не последовало, хотя именно западные компании вместе с азербайджанской ГНКАР участвуют в разработке месторождения «Алов» (кроме BP это норвежский Statoil, американский ExxonMobil, турецкая TRAO и итальянская Alberta Energy Co). Прогнозируемые запасы нефти на этом блоке месторождений составляют 300 млн тонн. Лишь посол Великобритании в Тегеране Николас Браун кратко прокомментировал происходящее: «British Petroleum не будет участвовать в территориальном споре двух государств».
Таким образом, убеждение бакинского руководства в том, что США и европейские страны, собирающиеся вложить немалые средства в разработку азербайджанских месторождений, в трудной ситуации встанут на защиту Азербайджана, пока не находит подтверждения.
По всей вероятности, обострение ситуации на Каспии станет предметом обсуждения президентов России, Азербайджана и Казахстана в начале августа на неформальном саммите СНГ в Сочи. Лидер еще одной каспийской страны, туркменский президент Ниязов, в Сочи скорее всего не приедет. А между тем именно для Ашхабада иранский демарш представляет особый интерес: Туркмения, уже несколько лет безуспешно пытающаяся отстоять свои претензии к Азербайджану на спорные нефтяные месторождения в центре Каспия, не раз намекала, что готова защищать свои интересы не только в международных судах.
Ариф УСЕЙНОВ, Баку, Аркадий ДУБНОВ