|
|
N°67, 19 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без Депардье
В Москве открылась Панорама кино Евросоюза
Кинопанорама Евросоюза -- мероприятие не самое громкое, но в любом случае примечательное. Вот уже семь лет подряд в Москву привозят фильмы, призванные показать состояние современного европейского кинематографа за отчетный период. На сей раз панорама состоит исключительно из неигровых лент -- 39 фильмов из 23 стран. Картины, подтверждающие мысль Фолькера Шлендорфа о том, что «документальное кино не нужно рынку, но нужно обществу», составили программу в этом году. Как гласит пресс-релиз, «европейские документалисты заняты тем, от чего давно отвернулись медиааналитики и телерепортеры -- скромными человеческими историями, личными жизнями». В программе представлены самые разнообразные картины -- от ирландской документальной драмы «Трудная дорога в Дублин» до документальной же эстонской комедии «Жизненная сила», от британского «Гимна телу», уже показанной не так давно в рамках традиционной британской ретроспективы, до финских «Благословенных изгибов», которые сами создатели позиционируют как «фильм-эссе». На открытии был представлен люксембургский (именно эта страна в данный момент председательствует в ЕС) фильм «Эдвард Штайхен -- величайший фотохудожник», посвященный знаменитому фотографу-портретисту XX века Эдварду Штайхену, который фотографировал самых знаменитых людей прошлого века. В программе фестиваля есть также ряд лент, связанных с Россией. Австрийские кинодокументалисты представят фильм "На семи морях", рассказывающий об авианосце "Киев", самом большом советском корабле во времена «холодной войны». Еще один, на сей раз бельгийский, фильм рассказывает о знаменитом советском фотографе Евгении Халдее. Именно этот человек снял "Взятие Рейхстага" -- кадр, ставший символом конца второй мировой войны.
По обыкновению, Панорама Евросоюза представляла на суд зрителей ленты, не вышедшие в прокат, и довольно часто именно это мероприятие давало возможность отечественным киноманам ознакомиться с фильмами, которые почти наверняка не попадут в поле зрения российских прокатчиков. Но именно в этих лентах можно было увидеть подлинную Европу, не адаптированную под коммерческий стандарт, -- как минимум это были картины, в которых не принимал участия вездесущий Жерар Депардье, а продюсерами их оказывались люди, не имеющие отношения к Люку Бессону. В случае с документальными лентами вопрос стоит еще более остро -- совершенно очевидно, что ни одна из этих картин не заинтересует людей, которые в данный момент формируют прокатную политику. Так что ознакомиться с документальными фильмами, произведенными в Европе, а заодно и понять наконец, что неигровые ленты могут быть гораздо более увлекательными и захватывающими, нежели привычные блокбастеры, можно будет только сейчас. Вплоть до 27 апреля в кинотеатре «Иллюзион» с картинами, увидеть которые в другой момент вероятности не представится. Вот уж воистину -- «спешите видеть»!
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ