|
|
N°67, 19 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реактор остановился
Северную Корею опять подозревают в ядерных амбициях
Вчера из Сеула поступили сообщения об остановке работы единственного действующего северокорейского ядерного реактора в Йонбене. По мнению южнокорейских экспертов, это может означать подготовку к извлечению из ректора топливных стержней для получения оружейного плутония. Ранее американские источники уже сообщали, что Пхеньян в начале апреля приступил к извлечению топливных стержней. Вашингтон убежден, что КНДР имеет как минимум пару ядерных зарядов. Если же заявления Пхеньяна о переработке в 2003 году 8 тыс. топливных стержней правдивы, то зарядов у северян может быть от шести до восьми.
Эксперты допускают, что на это раз в Йонбене извлекут такое же количество стержней. Северяне еще в начале апреля заявили посетившему Пхеньян главе корейского отдела Вашингтонского центра международной политики Селигу Харрисону, что готовы заморозить ядерные разработки, если США пообещают не предпринимать попытки свергнуть существующий в КНДР строй. В противном случае стержни из реактора в Йонбене будут переработаны, а полученный плутоний пойдет на усиление "ядерных сил сдерживания".
Г-н Харрисон расценил это как свидетельство «ужесточения» позиции северян и подтверждение их курса на превращение в «ядерную военную державу», объявленного еще 10 февраля 2005 года. По оценкам специалистов, из проработавших два года стержней северяне сегодня смогут извлечь порядка 40 кг плутония. Замена отработанных топливных стержней новыми займет три месяца.
Сегодня в северокорейском курортном городке Хянсан начинаются двухдневные переговоры северян с делегацией Организации содействия развитию энергетики на Корейском полуострове. Именно этот консорциум должен был строить в КНДР легководные реакторы в обмен на закрытие АЭС в Йонбене. Сделка под давлением США сорвалась, в ответ Пхеньян разорвал отношения с МАГАТЭ и вышел из Договора ядерного нераспространения. С 2003 года урегулировать эту проблему безуспешно пытаются участники шестисторонних переговоров (США, КНР, Россия, Южная Корея, Япония и КНДР). Но перспективы проведения очередного, четвертого раунда «шестисторонки» по-прежнему туманны.
Комментируя «Времени новостей» нынешний всплеск ядерной активности КНДР, известный российский кореевед Вадим Ткаченко акцентировал «желание Пхеньяна напомнить миру о себе и перевести переговоры по корейской проблематике из «шестисторонки» в «двусторонку» с США». Однако сегодня, по его мнению, «никакого реального выхода из ядерного корейского тупика не просматривается».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ