Время новостей
     N°67, 19 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2005
Порция успокоительного
Власти Ингушетии уговорили оппозицию не помогать "нечистоплотным людям"
Ингушские власти пока весьма аккуратно справляются с ситуацией в своем «прифронтовом» регионе. В минувшие выходные в Магасе не состоялся очередной оппозиционный митинг. Организаторов предполагавшегося выступления -- лидеров общественного объединения «Акхи-Юрт» -- накануне пригласили к президенту Мурату Зязикову. После встречи они заявили, что по всем спорным вопросам достигнуто согласие и проводить митинг уже ни к чему, поскольку он может помочь «нечистоплотным людям» дестабилизировать обстановку.

Властям Ингушетии удается предотвратить выступление оппозиции уже во второй раз за последнее время. Первый митинг был назначен на 28 марта, но не состоялся, поскольку место его проведения было заблаговременно оцеплено милицией. Когда до Москвы дошли первые сообщения о готовящейся акции, часть экспертов поторопилась предсказать Ингушетии бурное революционное будущее. Оппозиционеры обещали взять реванш 16 апреля. Но к этому моменту лидеры «Акхи-Юрта» уже встретились с г-ном Зязиковым и были полностью умиротворены: в субботу на поле между Магасом и Назранью не пришел ни один человек.

Как уже писала газета «Время новостей», движение «Акхи-Юрт» намеревалось требовать от ингушских властей, в частности от парламента республики, немедленного рассмотрения вопроса о Пригородном районе. Этот спорный район с 1922 по 1944 год считался ингушским. После депортации ингушей в 1944 году он был передан Северной Осетии. В 1957 году, когда ингушей реабилитировали, Пригородный район им возвращен не был. Чечено-Ингушетии, которая в Советском Союзе была единой автономной республикой, территориальные потери компенсировали за счет трех районов Ставрополья. Но после распада СССР и раскола Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию последняя потребовала восстановления своих территориальных прав. Попытка силой вернуть Пригородный осенью 1992 года вылилась в вооруженный конфликт, который удалось погасить только с помощью армии. С тех пор федеральные власти пытаются свести проблему Пригородного района к возвращению туда беженцев-ингушей, но в самой Ингушетии лозунг присоединения Пригородного района остается едва ли не самой популярной национальной идеей.

Новую жизнь в нее вдохнул федеральный закон №131, который потребовал от регионов до 31 марта 2005 года законодательно определить границы входящих в их состав муниципальных образований. Ингушетия оказалась перед выбором: либо выполнять закон, не обращая внимания на Пригородный район, и таким образом отказаться от своих притязаний, либо нарушить предписание федерального законодательства. Требования вернуть Пригородный район в состав Ингушетии, которые могли начать звучать на массовых манифестациях, выглядели бы явной провокацией -- особенно на фоне еще не заживших ран, нанесенных Северной Осетии трагедией Беслана в сентябре прошлого года. В связи с этим отказ ингушских властей разрешить митинги «Аки-Юрта» выглядит вполне оправданным. Тем более что на сей раз г-ну Зязикову удалось словом убедить главу «Акхи-Юрта» Бориса Арсамакова в том, что вопрос Пригородного района рассматривается на федеральном уровне.

Но попытки урегулировать вопрос на федеральном уровне до сих пор не дали серьезных результатов. Недавняя встреча полпреда президента России в Южном федеральном округе Дмитрия Козака с президентами Северной Осетии и Ингушетии закончилась отказом осетинского лидера Александра Дзасохова поставить свою подпись под планом урегулирования ситуации в спорном районе. На днях министр регионального развития Владимир Яковлев сообщил, что границы муниципальных образований определены «везде, кроме трех мест: Пригородный район Северной Осетии, Ингушетия и Чечня». «Но думаю, что это не совсем страшно: можно сделать договоры по существующим границам», -- сказал он.

Сейчас руководители обоих регионов явно ждут окончательного решения центра. Москва же, по всей видимости, как и прежде, намерена предлагать соседям обеспечить возвращение беженцев и не придавать значения линии границы на карте. Подписать договор, фиксирующий существующие границы, с Александром Дзасоховым и Муратом Зязиковым вполне возможно, но не факт, что он устроит жителей республик, которые и без того не вполне довольны своими лидерами. Ингушские оппозиционеры, в частности, снова обещают вывести на улицы десятки тысяч людей.

На этот раз день «Х» назначен на 28 апреля: по утверждению оппозиционеров, в манифестации примут участие 35 тыс. человек, готовых требовать отставки Зязикова и «идти сквозь блокпосты». Впрочем, сенатор от Ингушетии Исса Костоев полагает, что никакой конструктивной оппозиции в республике на самом деле просто нет, а есть «группа людей, обвиняющих во всех грехах руководство республики -- по разным причинам, в том числе личностного характера».

Иван СУХОВ