|
|
N°67, 19 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Штрафстоянка
Муниципалитеты хотят жить за счет неналоговых поступлений
В поисках доходов региональные власти начинают обращать внимание на неналоговые источники пополнения своих бюджетов. В Государственной думе на рассмотрении находятся законопроекты, предусматривающие зачисление средств от взимания штрафов по месту нарушения. А не по месту нахождения суда или должностного лица, вынесшего решение о взыскании, как сейчас.
Сразу три практически идентичных законопроекта об изменении норм Бюджетного кодекса, закрепляющих разграничение между бюджетами доходов от штрафных санкций, разработанные законодательными собраниями Краснодарского края, Самарской и Пермской областей, предлагают зачислять средства от взимания штрафов целиком и полностью в бюджеты тех территорий, где совершено правонарушение. По действующим правилам средства от взимания штрафов между субъектами делятся следующим образом: по статье 46 Бюджетного кодекса 85% штрафов перечисляется на счета местных бюджетов, где находится орган, вынесший решение о наложении штрафа, и 15% идет на счета федерального казначейства для зачисления в Государственный фонд борьбы с преступностью.
Это относится только к штрафам, взимаемым по статьям Кодекса об административных правонарушениях, то есть за нарушение правил дорожного движения и правил торговли, продажу товаров ненадлежащего качества, продажи подакцизных товаров без маркировки. Но если штрафы, взимаемые ГАИ, идут по умолчанию в местный бюджет, то решение о штрафах в торговле выносят, как правило, начальники территориальных инспекций по торговле. По словам председателя Самарской губернской думы Леона Ковальского, такие правонарушения, как продажа товаров без документов, нарушение государственной дисциплины цен, нарушение правил торговли спиртными напитками, носят локальный характер и наносят ущерб на местном уровне.
В законопроекте, продвигаемом Пермской областью, говорится, что такое правонарушение, как загрязнение окружающей среды, приносит очевидный вред здоровью граждан, но муниципальное образование, где эти граждане проживают, не получает никаких денег для возмещения вреда.
Законопроект от краснодарских законодателей должен по их задумке восстановить справедливость при штрафовании нарушителей, нецелевым образом использовавших бюджетные средства или не возвративших бюджетные деньги, полученные на возвратной основе. Суммы штрафов в таких делах фигурируют немалые -- от 400 до 500 МРОТ для юридических лиц. По мнению председателя законодательного собрания Краснодарского края Владимира Бекетова, когда средства определенного уровня бюджета расходуются с нарушением законодательства, административные штрафы должны зачисляться в бюджет именно этого уровня.
Попутно лоббисты перераспределения штрафных доходов планируют изменить механизм зачисления в бюджет налоговых штрафов, которые, в свою очередь, делятся в пропорции 50/50 между федерацией и местным бюджетом, где вынесено решение о наложении денежного взыскания. Если учесть, что решение о взыскании штрафных санкций с крупных налогоплательщиков выносят, как правило, в областных управлениях Федеральной налоговой службы или даже в столице, в инспекциях по крупнейшим плательщикам, то становится понятна забота муниципальных властей о получении своей доли этих денег.
По словам первого заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы Виталия Шубы, разработчики законопроекта не предоставили финансового обоснования к своим документам. Поэтому есть опасение, что принятие документов может привести к разбалансированности региональных и местных бюджетов. Однако разработчики законопроекта не теряют надежды, что 22 апреля при голосовании на палате депутаты прислушаются к их аргументам.
Ирина СКЛЯРОВА