Время новостей
     N°66, 18 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.04.2005
Rover умер
Последнему британскому автоконцерну отказано в инвестициях
Старейшему британскому производителю автомобилей MG Rover уже не избежать банкротства. Руководство концерна и правительство не смогли убедить потенциального китайского покупателя Shanghai Automotive Industry протянуть руку утопающему. В конце минувшей недели китайцы окончательно заявили о том, что не собираются покупать компанию, чьи ежемесячные убытки составляют около 40 млн долл., и будут ждать окончания процедуры банкротства, а переговоры возобновят лишь после того, как все закончится. Предполагаемая сумма сделки, кстати, достигала 1,8 млрд долларов.

Основные производственные мощности руководство Rover приостановило на прошлой неделе, отдав концерн внешним управляющим. На этот фатальный шаг MG Rover вынудили поставщики деталей, требующие оплатить прежние контракты. В надежде спасти компанию и уговорить китайских партнеров сесть за стол переговоров правительство Великобритании предоставило Rover 75 млн долл. на расчеты с поставщиками. Однако теперь перспективы производителей комплектующих весьма туманны, ведь, по информации торгово-промышленной палаты Бирмингема, около 400 поставщиков MG Rover надеются получить долг от обанкротившейся компании в размере около 380 млн долл. Выделенных же правительством денег хватит лишь на оплату текущих поставок.

«Китайцы высказались однозначно: никаких переговоров они и не собирались вести. Это конец, мучительный конец британского автостроения...» -- заявил в интервью Euronews один из представителей профсоюза Тони Вудли.

Заявления о "смерти" MG Rover вызвали немедленную реакцию. PricewaterhouseCooper (PwC), представитель «большой пятерки» аудиторов, которого пригласили для оценки состояния финансов MG Rover, считает, что вслед за банкротством последует волна увольнений -- в ближайшее время безработными окажутся около 5 тыс. британцев, занятых в производстве концерна в Бирмингеме. Тысяча человек продолжат работу для завершения текущей сборки автомобилей. Впрочем, как передает ВВС, британский премьер-министр Тони Блэр объявил, что правительство выделит около 285 млн долл. на помощь рабочим, уволенным в связи с закрытием последнего национального автопроизводителя: «Этот финансовый пакет будет распределен между местными комитетами предпринимателей, бюро по трудоустройству, региональными центрами по переподготовке. Каждый должен быть уверен в своей финансовой защищенности, в том, что он сможет найти работу или при необходимости перепрофилироваться. Мы должны совместными усилиями помочь этим людям».

Наблюдатели всерьез полагают, что правительство Британии не могло поступить иначе в преддверии парламентских выборов. Лидеры оппозиционной Консервативной партии и критики нынешнего правительства приписывают крах Rover исключительно бездействию Тони Блэра. Они требуют официального расследования причин фиаско концерна, чья история насчитывает около ста лет. Правительство в свою очередь заверяет, что уже работает с независимым аудитором -- PwC -- для проверки счетов MG Rover. Как отмечает один из представителей PwC Иэн Пауэлл, усилия будут направлены на координацию действий с профсоюзами для решения вопросов о трудоустройстве уволенных рабочих и выплаты им компенсаций, а также о дальнейшей судьбе производственного комплекса.

Хотя обвинения в адрес кабинета г-на Блэра со стороны оппозиции несколько утрированны, профсоюзы не без оснований опасаются, что вслед за сотрудниками завода в Бирмингеме работу могут потерять еще около 18 тыс. человек, занятых в обеспечении основного производства.

Денис УВАРОВ