|
|
N°66, 18 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алеет Восток
Китай и Япония сражаются за историю
Отношения между Токио и Пекином стремительно ухудшаются. Об этом говорят не только разрастающиеся антияпонские протесты в китайских городах, но и пугающая неспособность дипломатов остановить раскручивающийся маховик конфликта. Поводом для антияпонских беспорядков послужили планы Токио заполучить постоянное место в Совбезе ООН. А непосредственной их причиной -- одобрение японским правительством учебника по истории, реабилитирующего роль Японии во второй мировой войне.
За три недели демонстраций китайские трудящиеся основательно подпортили фасады японских дипучреждений и магазинов. Возмущенный глава МИД Японии Нобутака Матимура прилетел вчера в Пекин требовать от Китая извинений и компенсаций. В ответ китайский коллега Ли Чжаосин заявил, что «Китай не сделал ничего, за что ему надо было бы извиняться перед японской стороной». Министр Ли пояснил, что «главная проблема в том, что японское правительство сделало ряд вещей, которые задели чувства китайского народа, особенно в отношении истории». Иными словами, извиняться должны японцы.
Правда, китайский министр приветствовал предложения Японии о создании двусторонней рабочей группы для изучения вопросов истории. Но разрыв позиций столь велик, а эмоциональный накал столь силен, что этот орган сможет лишь слегка сгладить трения. Подлинное примирение двух стран отдалилось на годы, если не на десятилетия.
Тем временем антияпонские акции в КНР набирают обороты. Неделю назад демонстрация прошла в Пекине, в минувшую субботу 20 тысяч человек протестовали в Шанхае. Агентство Синьхуа распространило слова представителя мэрии города, заявившего, что причиной стихийно начавшейся манифестации с участием студентов и простых жителей Шанхая стало недовольство ошибочной позицией японских правых по вопросам истории. «Мы надеемся, что японская сторона действительно поймет озабоченность китайского народа и должным образом решит исторические и другие вопросы, затрагивающие чувства китайцев", -- с пафосом заявил чиновник городской администрации.
Еще 10 тыс. китайцев вышли на улицы процветающего южного города Шэньчжэнь, ставшего два десятилетия назад на заре реформ Дэн Сяопина примером открытости внешнему миру и привлечения иностранных инвестиций, в том числе японских. В городе Дунгуань провинции Гуандун 2 тыс. китайских работников японского завода по производству электронных компонентов устроили на предприятии акцию протеста с битьем стекол и сожжением японского флага.
Накануне 60-летия поражения во второй мировой войне императорской Японии китайцы и японцы вновь стали заложниками прошлого. Клубок проблем сплетается все туже -- нежелание японских правых покаяться за агрессию в Азии, споры КНР и Японии за острова и подводные нефтегазовые месторождения в Восточно-Китайском море, недовольство Пекина перспективой военного сближения Японии и США на почве «сдерживания» растущей мощи Китая.
Оказалось, что один лишь огромный товарооборот (в 2004 году КНР и Япония наторговали на 178 млрд долл.) еще не может сделать давних соперников друзьями. Напротив, две страны все чаще сталкиваются в гонке за энергетическими ресурсами и военно-политическим влиянием в Восточной Азии.
Противоречия Японии и Китая восходят к XIX веку, когда набравший силу японский милитаризм бросил вызов одряхлевшей китайской империи. Теперь Китай хочет восстановить статус-кво и вернуть утраченное полтора века назад региональное лидерство. Заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ Андрей Карнеев заметил «Времени новостей», что Япония, «экономика которой недавно начала проявлять признаки оживления, переживает сейчас свой собственный подъем национализма, с которым активно заигрывает японское правительство».
Столкновение растущих националистических амбиций двух азиатских гигантов не сулит региону ничего хорошего. Андрей Карнеев полагает, что тактика молчаливого поощрения уличных протестов китайскими властями может в итоге оказаться игрой с огнем и они "будут стремиться свести протесты к минимуму под предлогом сохранения общественной стабильности". Однако в основе нынешнего обострения лежит борьба за региональное лидерство, и потому, полагает ученый, «следует ожидать, что конфликт будет развиваться, он лишь примет иные формы».
Александр ЛОМАНОВ