Время новостей
     N°66, 18 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.04.2005
А в комнатах «Наших» сидят комиссары
В Москве собрали претендентов на роль бюрократии будущего
Слухи о том, что новое молодежное движение «Наши», которое должно сменить «Идущих вместе» и стать на пути «оранжевых революций» в России, является настоящим боевым отрядом действующей власти, оказались сильно преувеличенными. Менее всего делегаты состоявшейся в минувшую пятницу учредительной конференции «Наших» были похожи на боевиков, да и вообще на какую-либо грозную политическую силу. Действо же, состоявшееся в Концертном зале президиума Академии наук, напоминало скорее 20-летней давности безобидный комсомольский пленум в областном центре, куда собирались желающие встроиться в советскую госвертикаль по партийной линии.

Представляющие 30 городов страны несколько сотен юношей и девушек в возрасте от 17 до 22 лет, прижимавших к груди красную папку делегата, чинно расхаживали в деловых костюмах, раздавали интервью журналистам, рассказывая о том, как они собираются вернуть России статус великой державы. Не менее юные члены оргкомитета носились по холлу академии в красно-белых курточках и размахивали красно-белыми флажками, представляющими собой странную смесь Андреевского флага и Мальтийского креста. За сходство с последним лидеры нового движения, впрочем, извинились, подчеркнув, что «Наши» не какие-нибудь рыцари, а настоящие «товарищи» и «друзья». «Наш флаг похож на Андреевский флаг. Красный цвет -- это цвет нашего исторического прошлого, белый -- цвет будущего», -- пояснял журналистам бывший лидер «Идущих вместе» Василий Якеменко, которому наравне с администрацией президента и приписывают авторство нового молодежного проекта. Уважение к историческому, да и недавнему прошлому в минувшую пятницу «Наши» демонстрировали дважды: когда решили называть руководителей своих ячеек комиссарами и когда избрали одним из комиссаров г-на Якеменко.

Впрочем, молодым людям было не до истории: им предложили немедленно определиться с противниками. В принятом делегатами проекте манифеста был обозначен общий враг: фашистские организации, сочувствующие им либералы и бюрократы и олигархи. Позже, на пресс-конференции, автор манифеста Якеменко даже пофамильно уточнил список врагов: «Рыжков, Хакамада, Каспаров, безусловно, сочувствуют фашистам. Их скрепляет только одно -- ненависть к Путину». Президент же Владимир Путин, судя по манифесту, является другом «Наших», достойным помощи и сочувствия. «Трагедия Путина и всей страны в том, что у России нет другой бюрократии. Вопрос единства России есть вопрос смены поколений лидеров. Наше поколение должно сменить у руля поколение пораженцев. Мы должны заразить общество чувством исторического оптимизма, верой в перспективы России. Мы должны высмеять уныние и иждивенчество. Хватит слов о защите прав человека», -- зачитывал Василий Якеменко текст манифеста, давая установку своим куда более юным соратникам. Или, как выразилась другой комиссар, студентка третьего курса РУДН Наталья Лебедева, разъяснял молодежи, как использовать свою энергию в мирных целях.

Перспектива войти во власть вместо «пораженцев» оказалась вдохновляющей. Делегаты даже спели гимн России. Кто как мог. Но за надругательство над гимном ответила только юная активистка национал-большевистской партии Ольга Шалина, пытавшаяся испортить праздник политическим оппонентам. Она выбежала на сцену, сбила микрофоны и скинула со стола бумаги и минеральную воду. После чего охранники вывели ее из зала, а перехватившие затем «лимоновку» милиционеры доставили в ОВД «Гагаринский». Позднее выступивший на конференции телешоумен Владимир Соловьев подтвердил делегатам, что "лимоновцы" -- это зло.

После того как гимн был спет, чтение манифеста и выборы комиссаров закончены, а бутерброды съедены, выяснилось, что многие из «Наших» не очень ясно понимают, что же делать дальше. «Мне понравились лозунги движения: суверенитет, патриотизм, будущее. Но мне совершенно не нравится, что нас посадили всех, как на пленуме ЦК КПСС, единогласно принимать решения, -- рассказала студентка второго курса Смоленской государственной медицинской академии Александра Синиченкова. -- Сначала обещали, что мы будем вместе создавать манифест, затем его зачитали и сказали, что он уже принят».

Накануне учредительной конференции «Наших» идеологи молодежного движения собирались подчеркнуть, что объединяют конструктивных и политически грамотных молодых людей. Однако, за исключением самого г-на Якеменко, остальные комиссары оказались студентами начальных курсов, которые пока не очень представляют, откуда могут взяться специалисты, которым не страшно доверить управление страной. Судя по словам комиссара Михаила Куликова, заканчивающего второй курс петербургского РПГУ им. Герцена, настоящие профессионалы просто вырастают из «молодых национально ориентированных патриотов страны, если им дать возможность получить хорошее образование и помочь с трудоустройством в структурах власти».

Приехавший на учредительную конференцию министр образования и науки Андрей Фурсенко был, пожалуй, единственным из почетных гостей, кто пытался уговорить молодежь в ближайшие годы все-таки больше учиться, нежели заниматься политикой. А заодно и использовал трибуну «Наших», чтобы высказаться о реформе образования. «Не надо бояться слова «реформа». У нас очень много говорят о риске нововведений, но никто не задумывается о риске отказа от нововведений. Нам нужна конкурентоспособная страна, которая бы развивалась не за счет ресурсов, а за счет человеческого интеллекта. У нас очень много юристов, экономистов и менеджеров. А нам очень нужны математики, физики, инженеры».

Однако министру, похоже, не слишком удалось убедить в этом сторонников Василия Якеменко. В перерыве между заседаниями корреспондент «Времени новостей» спросил у комиссара Саши Городецкого -- студента первого курса МАИ, -- готов ли тот стать инженером или ученым. Комиссар поклялся, что будет приносить пользу России. Но вот на работу он планирует пойти все-таки в структуры исполнительной или законодательной власти.

ВАШЕ МНЕНИЕ

Кирилл ВАСИЛЕНКО