|
|
N°65, 15 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Объект федерации
Красноярский край должен противостоять экспансии из Юго-Восточной Азии
17 апреля в Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском автономных округах состоится историческое событие -- референдум по созданию нового субъекта федерации на основе этих трех территорий. Если голосование пройдет успешно (в каждом из регионов на избирательные участки придет более половины избирателей, и более 50% проголосовавших выскажутся за объединение), в Восточной Сибири вновь будет создан один из самых крупных и богатых регионов России. По мнению экспертов, единый Красноярский край войдет в число самых влиятельных территорий страны -- вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Татарстаном. Согласен с экспертами и красноярский губернатор Александр Хлопонин, считающий, что создание мощного края позволит России «успешно противостоять тихой экспансии из Юго-Восточной Азии».
Красноярский край был образован 7 декабря 1934 года. Тогда в его состав вошли 32 округа и района, в том числе Таймырский и Эвенкийский национальные округа. После распада СССР в моду вошла формула «берите столько суверенитета, сколько сумеете». В 1992 году Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа стали самостоятельными субъектами Российской Федерации со своими законодательными органами и губернаторами. Надо отметить, что власти Красноярского края никогда особого восторга от приобретенной автономными округами самостоятельности не испытывали и всегда пытались подчинить себе Таймыр, на территории которого находится значительная часть предприятий горно-металлургической компании «Норильский никель». По этой же причине таймырские власти долгое время не только не желали объединения с красноярцами, но и вообще хотели выйти из состава края. Они считали, что за счет налоговых платежей "Норникеля" смогут создать свой собственный «Кувейт за полярным кругом».
Борьба за суверенитет периодически достигала такого накала, что «мирить соседей» приезжали российские президенты -- сначала Борис Ельцин, потом Владимир Путин.
Эвенкия в отличие от Таймыра полностью выйти из состава края никогда не пыталась, но попыткам полного объединения всячески противилась. Губернатор округа Борис Золотарев, в прошлом один из крупных менеджеров нефтяной компании ЮКОС, считал, что это несвоевременно: дотационная Эвенкия при поддержке нефтяников только-только выбралась из затяжного бюджетного кризиса. Объединение с донорским Красноярским краем, по мнению Бориса Золотарева, могло лишить жителей округа существенной части субвенций из федерального бюджета.
Возможно, Красноярский край, Таймыр и Эвенкия так и продолжали бы с попеременным успехом тащить одеяло суверенитета каждый на себя, но тут федеральная власть решила поощрить регионы к объединению с помощью финансовых инструментов. С 2004 года сложносоставные субъекты федерации (вроде Красноярского края) стали получать часть субвенций из федерального бюджета через «головной» регион. В сентябре 2003 года был создан совет трех губернаторов, все решения которого стали обязательны к исполнению. Уже в феврале 2004 года Владимир Путин во время своего визита в Красноярский край заявил, что этот регион может стать образцом для других «матрешечных» субъектов федерации. Некоторое время ушло на согласование финансовых вопросов. 2 ноября 2004 года губернаторы Красноярского края, Эвенкии и Таймыра официально уведомили президента России о намерении объединиться в один субъект федерации.
Надо отметить, что федеральные власти по мере сил поддерживали объединительные процессы в красноярской «матрешке». Пиком поддержки стала встреча Владимира Путина с губернаторами Александром Хлопониным (Красноярский край), Борисом Золотаревым (Эвенкия) и Олегом Бударгиным (Таймыр) в минувший вторник, 12 апреля. Прямо в ходе встречи президент подписал указ о социально-экономическом развитии объединенной территории. Указ прописывает особый статус северных территорий и сохранение за ними субвенций из федерального бюджета, а также государственную поддержку строительства и прокладки коммуникаций и переселение жителей Крайнего Севера. Он также гарантирует выделение инвестиций на реализацию крупных проектов на территории объединенного края в размере 200 млрд рублей.
Главными инвестиционными проектами на территории единого края, по мнению экспертов, станут освоение Ванкорского нефтяного месторождения и завершение строительства Богучанской ГЭС. Каждый из них дает старт целому ряду других проектов -- не столь масштабных, однако не менее значимых и создающих новые рабочие места. Компания «Роснефть» намерена вложить в освоение Ванкора 3,6 млрд долл., причем треть этой суммы пойдет на строительство трубопровода до Диксона -- маленького морского порта на арктическом побережье Таймыра. Там же будет построен нефтеналивной терминал для танкеров, которые будут вывозить сырье по Северному морскому пути в Европу. Появление трубопровода делает рентабельным освоение относительно небольших месторождений Юрубчено-Тохомской нефтегазовой зоны, расположенных в северных районах Красноярского края и южной части Эвенкии. Именно поэтому нефтяные компании (в том числе и крупные зарубежные) сейчас проявляют самый живой интерес к Юрубченам. Так что регион может стать второй по значению нефтегазовой провинцией России. (Первое место удерживает Тюменская область.) Прогнозные запасы газа в Красноярском крае в целом составляют 24,2 трлн кубометров, а нефти -- 8,2 млрд тонн. Это половина разведанного углеводородного сырья в восточной части страны.
Завершение строительства Богучанской ГЭС также дает старт целому ряду интересных коммерческих проектов. Первый -- это освоение Чадобедской группы месторождений бокситов. Она станет главным поставщиком сырья для нового алюминиевого завода мощностью 750 тыс. тонн металла в год. Построить его планирует «Русский алюминий». Одновременно краевые власти совместно с ОАО "Российские железные дороги" начнут строительство железнодорожной ветки Карабула--Богучаны.
После запуска первых гидроагрегатов Богучанской ГЭС также начнется планомерное освоение Нижнего Приангарья. Там планируется построить крупный лесоперерабатывающий завод и один из самых больших в России целлюлозно-бумажных комбинатов, создать новые золотодобывающие предприятия, в несколько раз увеличить производство свинца и цинка на Горевском горно-обогатительном комбинате, начать освоение крупных месторождений ниобия, марганца, магнезитов, графита.
Проекты будут реализовывать частные инвесторы -- крупнейшие финансово-промышленные компании России. Федеральный бюджет в основном берет на себя расходы по развитию инфраструктуры в едином Красноярском крае. Москва дает более 3 млрд руб. на строительство объездной дороги в Красноярске с четвертым автомобильным мостом через Енисей. Почти 400 млн руб. выделяется на реконструкцию аэропорта Емельяново и создание на его базе крупнейшего на востоке России хаба -- транзитного аэропорта для грузов и пассажиров, следующих по маршруту Юго-Восточная Азия -- Европа -- Северная Америка. Ожидается, что при успешном выполнении все эти проекты должны принести и краевому, и федеральному бюджетам десятки миллиардов рублей дополнительных доходов, а Эвенкия и Таймыр, где сосредоточены основные запасы нефти, станут регионами-донорами. Сейчас эти автономные округа получают дотации в общей сложности более чем на 2 млрд руб. ежегодно.
Однако реальная прибыль будет получена лишь через два-три года. Поэтому федеральный бюджет в течение трех лет продолжит выплачивать единому Красноярскому краю все дотации и субвенции, причитающиеся автономным округам.
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск