|
|
N°65, 15 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спорят не по-детски
Академики обсуждают, кто понятнее напишет школьный учебник
Российская академия наук и Министерство образования и науки сосредоточат в своих руках контроль за содержанием школьных учебников. Вчера об этом рассказал вице-президент РАН Валерий Козлов. «Академия активно вовлечена в процесс научной экспертизы учебников для средней школы», -- сообщил он, добавив, что РАН вовлечена также в разработку государственных образовательных стандартов. Вице-президент Академии наук пообещал, что проекты новых стандартов и серии усовершенствованных учебников будут представлены экспертам из профильного министерства уже в ближайшее время.
Как пояснил другой академик, Александр Чубарьян, РАН пришлось взяться за эту работу в связи с тем, что «в образовательной литературе, а также в учебных программах наблюдается некоторая неразбериха». Как выяснилось, под «неразберихой» ученый муж имеет в виду огромное количество вариативных учебников, изданных в постперестроечные времена, в которых отсутствует единый стандарт. В качестве примера г-н Чубарьян вспомнил вызвавший уже столько шума довольно малотиражный учебник Игоря Долуцкого «Отечественная история. ХХ век», в котором школьникам предлагалось сделать самостоятельные выводы о текущих политических событиях, в том числе и ответить, стала ли Россия тоталитарной страной при Владимире Путине. Напомним, что бывшему министру образования Владимиру Филиппову пришлось снимать с этого издания гриф «рекомендовано». А новый глава ведомства Андрей Фурсенко спустя некоторое время и вовсе распустил межведомственный экспертный совет при министерстве, занимавшийся ранее проверкой учебников на пригодность. «Безусловно, дети должны сами делать выводы в отношении некоторых исторических событий, однако факты должны оставаться фактами», -- заявил Александр Чубарьян.
Примечательно, правда, что образовательное сообщество не разделяет оптимизма чиновников и академиков по поводу новой схемы рецензирования учебников. Также не утихают жаркие споры между РАН и Российской академией образования за право играть определяющую роль при разработке учебников. Так, например, директор Института содержания методов обучения РАО Михаил Рыжаков заявил вчера, что одной из главных проблем при составлении школьных учебников, а также при дальнейшей оценке их качества является язык и речь автора. «Взрослый человек при составлении учебников изъясняется на взрослом языке, он не может объяснить предмет понятным детям языком, -- сказал он. -- В этом плане наиболее успешными являются учебники, написанные учителями или другими людьми, которые работают с детьми в образовательной сфере».
Кирилл ВАСИЛЕНКО