|
|
N°65, 15 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Исключительный город
Калининград жил, жив и еще поживет
Правительство Михаила Фрадкова едва ли не в первый раз за время своего существования приняло решение, полное бесконечного либерализма. И все благодаря стараниям министра экономического развития и торговли Германа Грефа. А также вопреки желанию министра финансов Алексея Кудрина.
Вчера на заседании кабинета был одобрен законопроект о создании самой особой свободной экономической зоны, которой станет вся территория Калининградской области (по основному закону об особых экономических зонах целиком регион становиться зоной не может, только лишь его отдельные ареалы). Для Калининградской области сделано единственное исключение -- из-за этого и понадобился отдельный закон.
Мэртовский проект закона о Калининградской особой свободной экономической зоне подразумевает беспошлинный ввозной таможенный режим, шестилетнее обнуление налога на прибыль, 50-процентную уплату этого налога в последующие шесть лет и другие послабления. Взамен инвесторы должны будут взять на себя некоторые обязательства, главное -- в течение трех лет вложить 150 млн руб. в соответствии со своими инвестпроектами.
Уже через три дня -- к понедельнику -- законопроект будет внесен в Думу, что опять же нетрадиционно для нашего правительства, так как оно впервые уложится в срок, отведенный на это президентом.
Работа над законопроектом, по словам г-на Грефа, не была сладкой и могла затянуться на неопределенный срок. Но тут главный экономист страны принял нестандартное решение: посадил участников согласительного процесса на 10 часов под замок. Видимо, чтобы добиться от них неподдельного чувства либерализма. Мера оказалась действенной. Проект завизировал даже Минфин, хотя сопротивлялся введению налоговых льгот до последнего. А сам министр финансов не отказал себе в удовольствии потрепать нервы автору проекта Герману Грефу еще и на заседании кабинета министров.
«У вас есть оценка инвестиций за первые шесть лет?» -- поинтересовался он. Г-н Греф точно ответить не смог. «То есть всплеск будет, но неизвестно, на сколько! А вся новая экономическая активность не даст прироста местному бюджету», -- продолжал уличать коллегу г-н Кудрин. Но тут главный экономист решил наконец дать отпор, заявив, что «фискальные цели хотя и очень важны, но сиюминутны». В документе же сделан выбор в пользу развития региона, а не фискальной составляющей. Г-н Греф добавил: «Если мы не сделаем некоторых преференций, то Калининград умрет».
Потеряв интерес к ответам главного экономиста, г-н Кудрин выступил с речью. Он раскритиковал законопроект за «слабую экономическую проработку», особенно в части налоговой и таможенной политики, а автора -- за «непонимание экономических последствий». Отметил, что, на его взгляд, лучше ввести в зоне ускоренную амортизацию вместо нулевой ставки налога на прибыль. Г-н Греф всерьез обиделся на «слабую проработку». И стал удивляться тому, как правительство принимает законы. Мол, Министерство финансов сначала визирует документ, а потом выступает против или просто «выступает».
Оппозиционно настроенного главного финансиста решил вернуть к реальности вице-премьер Александр Жуков. Он сообщил, что и при нулевой ставке налога на прибыль, и при ускоренной амортизации экономический эффект будет одним и тем же. Так и сказал: «Разницы никакой». Однако, по его мнению, с политической точки зрения обнуление налога на прибыль важнее. Эта мера понятнее и ценнее для инвесторов.
«Необыкновенный» закон приняли в грефовском варианте. Сам же автор так охарактеризовал свой труд: «Весь закон построен на исключениях, как и сам Калининград».
Вера КУЗНЕЦОВА