|
|
N°65, 15 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крикетная дипломатия ядерных держав
В воскресенье в Дели состоится матч по крикету между сборными Индии и Пакистана. Эту игру заранее называют исторической. Дело не только в том, что встречаются команды двух извечных политических соперников. Главное, на матч прибудет президент Пакистана генерал Первез Мушарраф -- он приедет в Индию впервые после 2001 года, когда между двумя странами-соседями началось очередное обострение отношений. На трибунах крикетного стадиона его будет ждать премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Лидеры побеседуют в неформальной обстановке. Выбор места для важных переговоров между двумя ядерными державами не случаен: крикет в Южной Азии давно шагнул в большую политику.
«Сверчок», лапта, бейсбол и политика
Мальчишка со странным для Пакистана именем Моисей, наверное, не расстается с крикетной битой даже во сне. Он -- житель христианского квартала Исламабада, одного из беднейших в городе, и зарабатывает на жизнь тем, что моет стекла у автомобилей, подъезжающих к соседнему магазину. Но стоит машине отъехать, как повторяется одна и та же сцена: Моисей хватает биту и отбивает воображаемые броски соперника. И приговаривает: "Он делает так, а потом так". Кто это "он", объяснять не надо -- все мальчишки Исламабада подражают звезде пакистанского крикета Инзамаму уль-Хаку.
От детей не отстают и взрослые. Крикет -- излюбленная тема для бесед. А плакат с изображением Инзамама, одетого в доспехи воина времен империи Великих Моголов, с битой вместо меча в руке красуется повсюду -- в лавочках и магазинчиках, на автозаправках и даже в официальных учреждениях.
На первый взгляд крикет (в переводе с английского -- "сверчок") -- скучноватая игра, отдаленно напоминающая лапту. С политикой его связывают разве что сложные запутанные правила, понять которые непосвященному непросто. Вкратце суть игры такова: игроки одной команды пытаются выбить "калитку" соперника небольшим мячом, который и называется крикет. Другая команда отбивает его битой, напоминающей небольшое весло. Если мяч отбит далеко, то отбивающий успевает пробежать определенное расстояние. Победил тот, кто набрал больше пробежек. Матчи идут как-то лениво. Бросок -- удар битой, бросок -- удар битой. Время от времени игра взрывается каким-то действием: одни игроки бегут по дорожке, другие пытаются схватить упрямый мяч-"сверчок". Но обычно кажется, что ничего не происходит. Матчи иногда длятся до пяти дней, а иногда проходят в один.
Этой "вялотекучестью" крикета один пакистанский журналист, специализирующийся на спорте, и объяснил мне, почему эта игра потеснила здесь футбол: "У нас жарко, при плюс сорока пробегать полтора часа с мячом трудно, а крикет сочетает в себе и атлетизм, и интригу, причем все в меру".
Чтобы лучше понять крикет, нужно сначала смотреть на зрителей, а не на игроков. Вот где настоящие страсти -- люди, знающие тонкости игры, переживают ее со свойственным Южной Азии темпераментом. "Смотри, как да-ал!" или "Вот она, комбинация!" -- слышно на трибунах.
Здесь уже предпочитают не вспоминать, что крикет принесли в Южную Азию британские колонизаторы и заразили ей огромные пространства от отрогов Гиндукуша до реки Брахмапутры. Англичане и привили этой игре свойственную Альбиону чопорность и традиционность. Знатоки крикета уверяют, что из этой игры в Америке впоследствии вырос бейсбол. В Пакистане к бейсболу относятся свысока, хотя не преминут объяснить вам, что лучшие американские бейсболисты используют перчатки, сшитые вручную в Пакистане.
Удар битой -- попадание во власть
Строго говоря, на официальном уровне главной игрой в Пакистане считается хоккей на траве -- в этом виде спорта страна добилась больших успехов на международной арене. Но крикет здесь -- самая народная игра. В пакистанской столице крикет на каждом углу. В него играют и взрослые, и дети, в бедных кварталах, на стадионах и даже на проезжей части в городских окраинах.
Игры по крикету -- всегда первополосное событие для прессы. Когда в начале марта пакистанская команда отравилась в турне по Индии, к политическим карикатурам добавились карикатуры и шаржи на спортсменов. Стоит кому-то из молодых игроков отличиться, как на первых полосах появляется шарж, герой матча вылупливается из яйца, а внизу подпись: "Родилась новая суперзвезда". Стоит проиграть -- следует жесткая критика. Так, после одного из первых матчей, которые пакистанская команда проиграла, а потом оправдывалась тем, что шел дождь, первая полоса одной из газет украсилась карикатурой: Инзамам уль-Хак с синяком под глазом стучится в дверь метеобюро с вопросом: "А какая сегодня будет погода?"
"Интерес серьезной политической прессы к играм понятен, -- рассказывает «Времени новостей» известный пакистанский политический журналист, часто пишущий и на темы спорта, Мухаммад Тахир Хан. -- Герой спорта становится героем всей пакистанкой улицы и нередко потом приходит в политику. Так было, когда капитан пакистанкой сборной образца начала 90-х Имран Хан, завершив спортивную карьеру, создал свою партию и быстро стал одним из самых популярных политиков. Сегодня он заседает в парламенте". Тогда, в 1992 году, пакистанская сборная обыграла в финале чемпионата мира англичан, основателей игры. Это превратило капитана команды в одного из самых популярных людей страны.
«Страсть к крикету свойственна не только Пакистану, -- продолжает Тахир Хан. -- Этот спорт популярен во всей Южной Азии. Политики Индии и Пакистана давно используют крикет для того, чтобы смягчить напряженность между странами».
В 80-е годы тогдашний пакистанский диктатор Зия уль-Хак ввел в политический оборот термин "крикетная дипломатия". Он первым начал ездить в Индию на матчи, чтобы заодно обсудить положение дел с индийскими лидерами.
Обмен сборными прервался в 1999 году, когда пакистанская команда проехала с турне по Индии. Ожидался ответный визит индийской сборной, но тут последовало обострение индо-пакистанских отношений. Лишь в 2004 году индийцы приехали в Пакистан с серией матчей. Теперь проходит ответный визит пакистанской команды. Официально объявлено, что на матче 17 апреля руководители двух стран будут обсуждать проблему Кашмира.
"Это хорошо, что Мушарраф поедет в Индию, -- сказал мне пакистанский знакомый Хабиб Хан. -- От политики я далек. Но представляешь, как ребята будут играть, зная, что на трибунах сидят их лидеры!"
Максим КИПЛОВ, Исламабад