|
|
N°64, 14 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смерти не допросишься
Тяжелобольным американцам предлагают обращаться к врачам устно и письменно
Законодательный комитет Калифорнии после долгих споров решил дать ход законопроекту об эвтаназии. Точнее, о «самоубийстве с помощью врача». Если этот документ успешно пройдет все положенные процедуры и будет одобрен сенатом штата, то тяжелобольные калифорнийцы смогут уйти из жизни чуть раньше срока. Однако для того чтобы прекратить свои мучения и перейти в лучший мир, пациенту придется справиться с достаточно громоздкой бюрократической волокитой.
Во-первых, диагноз о том, что заболевание действительно неизлечимо, должны поставить два специалиста. Также требуется врачебное заключение о том, что жить больному осталось не более полугода. Во-вторых, пациент должен находиться в здравом уме. Он обязан трижды потребовать у медиков, чтобы те помогли ему уйти из жизни, при этом как минимум один раз ему нужно подать письменное заявление с просьбой о самоубийстве (два раза это желание можно высказать устно). Более того, у умирающего будет достаточно времени, чтобы передумать: между каждыми двумя просьбами о смерти должно пройти две недели. И если больной все-таки упорствует в своих желаниях, врачи обязаны дать ему смертельную дозу яда, но принять отраву больной может только самостоятельно. При этом право ассистировать самоубийце получат только медики, работающие в государственных больницах.
В случае принятия этого закона Калифорния станет уже вторым американским штатом, разрешившим эвтаназию. С 1998 года абсолютно такая же процедура работает в Орегоне. За это время там зафиксировано более двухсот «медицинских самоубийств». Отметим, что федеральные власти, стоящие на консервативных позициях, в 2001 году пытались остановить эвтаназию: генпрокурор США Эшкрофт даже издал постановление, приостанавливающее действие орегонского закона. Но в 2004 году апелляционный суд после длительного разбирательства счел, что прокурор превысил свои полномочия и вмешался не в свое дело.
Наверняка обсуждение калифорнийского законопроекта будет проходить весьма напряженно, поскольку в последнее время в США все проблемы, связанные с «досрочной смертью» неизлечимых пациентов, стали восприниматься особенно болезненно. В марте все американские СМИ тщательно следили за судьбой Терри Щиаво, которая после тяжелой болезни оказалась в коме и 15 лет провела в бессознательном состоянии на больничной койке. Несмотря на протесты родителей женщины, ее муж и опекун с помощью нескольких судебных процессов добился разрешения отключить аппаратуру, поддерживавшую ее жизнь. Эта история вызвала общенациональный скандал, расколовший Америку на два лагеря: сторонники эвтаназии поддерживали решение суда, их противники устраивали акции протеста.
Между смертью несчастной Терри Щиаво и решением калифорнийского комитета прошло всего 12 дней, и скорее всего теперь споры разгорятся с новой силой. В американском обществе нет пока единой позиции по поводу эвтаназии: консервативно настроенные граждане, поддерживаемые католической церковью, полагают, что любое самоубийство -- это грех и дозволять пациентам уходить из жизни недопустимо. Их оппоненты поддерживают право человека уйти из жизни, если это единственный способ избежать неизбежной агонии и связанных с ней мучений. Стоит отметить, что даже в Калифорнии, которая считается самым либеральным штатом в Америке, мнения членов законодательного комитета резко разделились: после трехдневных дебатов за законопроект об эвтаназии проголосовали пять человек, еще четверо были против.
Любопытно, что вчера проблемы эвтаназии обсуждались и в Старом Свете: французский сенат одобрил закон, дающий неизлечимым больным право на «пассивное умирание». Это означает, что врачи имеют право прекращать лечение пациентов, не имеющих шансов на выздоровление. Речь идет о тех случаях, когда медицина уже не способна вылечить смертельно больного человека, но с помощью лекарств может лишь растянуть его агонию и немного отсрочить смерть. Закон позволяет врачам в такой ситуации по просьбе самого пациента отказаться от борьбы за его жизнь и позволить ему умирать самостоятельно, без таблеток или какого-либо операционного вмешательства. Более того, если человек находится в коме, то за него подобное решение могут принять его родственники. Плюс к тому французские медики получат право, даже отказавшись от лечения, продолжать применять обезболивающие средства, чтобы уходящий из жизни по своей воле пациент как можно меньше мучился.
Конечно, «французский способ» нельзя назвать полноценным правом на эвтаназию, поскольку медики не имеют права помогать больным уйти из жизни -- им позволено только не мешать «естественному процессу смерти». Но, возможно, пассивное умирание окажется компромиссом, способным примирить противников и сторонников «самоубийства по медицинским показаниям».
Споры об эвтаназии в Калифорнии разгорелись всего через две недели после смерти Терри Щиаво, за мучениями которой следила вся Америка
Владимир ДЗАГУТО