|
|
N°64, 14 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
12 друзей Шамаева
Экстрадированные из Грузии в Россию чеченцы выиграли суд в Страсбурге
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) признал Грузию и Россию виновными в нарушении прав задержанных на российско-грузинской границе вооруженных чеченцев. Теперь обе страны должны выплатить им солидные компенсации. Кроме того, Россия получила строгий выговор от Страсбурга за нарушение ее обязанностей как страны-участницы Европейской конвенции по правам человека.
Все 13 заявителей, обратившиеся в Страсбург, - чеченцы, граждане России и Грузии. Абдул-Вахаб Шамаев, Резван Виситов, Хусейн Азиев, Адлан Адаев, Хусейн Хаджиев, Руслан Гелогаев, Ахмед Магомадов, Хамзат Исаев, Робинзон Маргошвили, Георгий Куштанашвили, Асламбек Ханчукаев, Ислам Хашиев и Тимур Баймурзаев подали жалобы с требованием признать нарушенными их права на жизнь, на запрет бесчеловечного обращения, на свободу и личную неприкосновенность и на эффективную правовую защиту.
3-5 августа 2002 года все они были задержаны грузинскими пограничниками у села Гуиреви на границе с Чечней по обвинению в незаконном пересечении госграницы и транспортировке оружия. Через несколько дней суд в Тбилиси вынес решение об их аресте, а власти РФ обратились с требованием о выдаче задержанных, объяснив это тем, что они - террористы и участвовали в боях в Чечне. В октябре того же года Генпрокуратура Грузии приняла решение о выдаче пятерых из задержанных чеченцев. Арестанты узнали о этом, и в ночь на 4 октября, когда за ними пришел конвой, отказались выйти. В результате между заключенными и присланными Минюстом Грузии бойцами спецназа произошло ожесточенное столкновение. В тот же день Шамаев, Адаев, Азиев, Хаджиев и Виситов были выданы России. Однако родственники бунтарей успели отправить жалобу в ЕСПЧ, требуя признать экстрадицию незаконной. В июле 2003 года Ставропольским судом чеченцы были признаны виновными в незаконном переходе границы и участии в бандформированиях. Шамаев и Хаджиев были приговорены к 3,5 годам , Виситов - 10 годам, Адаев - 1,5 годам колонии. Те, кто не был выдан России, продолжали сидеть в тбилисском СИЗО, но позже их освободили.
ЕСПЧ сразу по получении жалобы в 2002 году связался с правительством Грузии, сообщив, что было бы желательно отложить решение об экстрадиции до тех пор, пока соответствующая палата Страсбургского суда не рассмотрит это дело. В феврале 2004 года специальная делегация ЕСПЧ отправилась в Тбилиси и взяла устные показания у тех шести заявителей, что не были экстрадированы, а также опросила 12 свидетелей. А вот запланированный на май 2004 года визит в Россию страсбургским судьям пришлось отменить «из-за неконструктивной позиции российских властей».
В своих жалобах заявители указали, что «их экстрадиция в Россию, несмотря на отмену в стране смертной казни, ставила их под реальную угрозу применения пыток, запрещенных ст. 2 и 3 Европейской конвенции по правам человека». Суд, однако, не нашел доказательств нарушения их права на жизнь и удовлетворении жалобы в этой части отказал. Жалобы Исаева, Ханчукаева, Магомадова, Куштанашвили и Маргошвили на незаконную экстрадицию были признаны неприемлемыми, поскольку их так и не выдали России.
В отношении Грузии Суд постановил, что избиение заключенных в СИЗО, лишение их права на обжалование ареста должны быть наказаны. Всем заявителям грузинская сторона обязана выплатить в общей сложности 80,5 тыс евро за понесенные моральные и нравственные старания.
Поведение российской стороны в этом деле возмутило Страсбургский суд, о чем он не преминул упомянуть в своем решении. «Российское правительство было обязано отвечать на запросы Суда, а особенно на требование дать Суду беспрепятственный допуск к экстрадированным». Поскольку представители ЕСПЧ так и не были допущены к осужденным, РФ была обвинена Судом в нарушении Конвенции. Кроме того, по решению ЕСПЧ, российская сторона нарушила право экстрадированных на допуск к слушанию их дела в Страсбурге, что также идет в разрез с нормами Конвенции. А посему, решил Суд, из федеральной казны должно быть выплачено каждому из выданных России чеченцев по 6 тыс евро в качестве компенсации морального ущерба, 2 тыс евро на всех - за судебные издержки, и 1580,7 евро - в бюджет Совета Европы в возмещение эксплуатационных затрат Суда по установлению фактов.
Для новых властей Грузии, ревниво относящихся к международному имиджу, решение ЕСПЧ весьма неприятно. В Тбилиси относят данный инцидент на совесть правительства Шеварднадзе. В интервью «Время новостей» глава комитета по правам человека и гражданской интеграции парламента Грузии Елена Тевдорадзе сказала: «Российская сторона так и не передала Грузии тогда внятных документов, подтверждающих причастность задержанных к отрядам Гелаева или других командиров. Это было чисто политическим и далеким от закона решением». Она напомнила, что в Тбилиси после задержания чеченцев спешно прилетел генпрокурор РФ Владимир Устинов. Ему задержанных не отдали, сделав это позже, как бы соблюдая формальности. Еще двое чеченцев, которые, как выяснилось, были кистинцами из Панкиси и гражданами Грузии, были освобождены, но затем арестованы уже в России и, по данным ЕСПЧ, содержатся под стражей в Ессентуках. Новые власти, по словам депутата, «к сожалению уже во второй раз должны платить Евргопейскому суду по счетам прежней власти». В 2004 году Грузия выплатила 155 тыс евро компенсации бывшему мэру Батуми Темуру Асанидзе. Политический оппонент Аслана Абашидзе получил свободу после 10-летнего заключения, только когда лидер Аджарии покинул автономную республику и обосновался в России.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Екатерина БУТОРИНА