|
|
N°67, 19 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Расслабляться осталось недолго
Сталинскую здравницу в центре Москвы скоро снесут
Когда начинаешь рассказывать про Институт курортологии, многие удивленно восклицают «этого не может быть», настолько эта история абсурдна. Сегодня, глядя на это приговоренное к сносу, разваливающееся угрюмое здание, трудно поверить, что оно -- настоящая сталинская здравница. Тем более трудно поверить, потому что здание находится на оживленном Новом Арбате. В конце 20-х годов на месте церкви Введения Пресвятой Богородицы, оставшейся от Новинского монастыря, по конструктивистскому проекту начали строить Государственный центральный институт курортологии. Правда, во время строительства в архитектуре начался поворот к классическому наследию, и Институт курортологии, как и многие другие здания того времени, получился эклектичным. Интерьеры здания были выдержаны уже в стиле ар-деко: обильная лепнина, стены, обитые панелями из дорогих пород дерева, специально подобранная инкрустированная мебель, помпезные люстры и бра. Автором здания являлся Анатолий Самойлов, однако он был не архитектором, а идеологом курортологии -- так, по его проектам были построены пышные здравницы в Сочи.
Сейчас здание стоит почти пустое -- Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии (РНЦ ВМиК -- это нынешнее название института) фактически прекратил в нем свою деятельность. Здание признано ветхим и будет снесено.
Раньше курортная жизнь в центре Москвы кипела вовсю -- институт на Новом Арбате был и Кавминводами, и Крымом, и Сочи одновременно. Простое перечисление того, что было в институте, впечатляет: бальнео- и грязелечебница, сероводородные ванны, радонолечебница... Над балконами здания были натянуты тенты, под которыми принимали солнечные ванны советские трудящиеся. В конце 60-х годов во дворе института был обнаружен источник лечебно-столовой воды, названной «Московской минеральной». Из другой скважины километровой глубины добывался соляной раствор, который использовали в ваннах и бассейнах. Рядом шумел Новый Арбат, а во дворе Института курортологии существовал небольшой парк с аллеями, по которому прогуливались курортники. Кроме того, в институте кипела бурная научная работа по совершенствованию методов лечения, сотрудники ездили по стране в поисках мест, которые можно было превратить в курорты, и собирались в помпезном конференц-зале на научные симпозиумы.
Специалисты Комитета по культурному наследию города Москвы (в недавнем прошлом -- Главного управления охраны памятников Москвы, ГУОП) в прошлом году проводили обследование института и признали за зданием архитектурную и градостроительную ценность, но не нашли ценности исторической. При том, что Институт курортологии с точки зрения архитектуры здание второго ряда, сам факт существования такого необычного учреждения уникален. Но теперь это уже не важно -- вскоре здание будет снесено, что, впрочем, не вызывает удивления, ведь одно из главных, и уж точно самое знаковое здание этой эпохи -- гостиница «Москва» -- было уничтожено. В прошлом году Институт курортологии потерял статус «выявленного объекта историко-архитектурного наследия», то есть «кандидата в памятники», а 19 января этого года вышло распоряжение правительства Москвы №24-п, санкционирующее снос и новое строительство.
Формальная причина сноса типична -- ветхость здания. Директор РНЦ ВМиК Александр Разумов в своем письме в ГУОП описывал ужасы нынешнего состояние института (грибок, ветхость, трещины) и ссылался на заключение НИИ строительных конструкций им. Кучеренко. Конечно, здание подлежало реставрации или реконструкции, но это не позволило бы получить дополнительные квадратные метры, а заодно реализовать многомиллионный инвестиционный проект. Ведь кроме того, что здание института будет снесено и заменено новым, в его дворе, где прежде гуляли городские курортники, вырастет 12-этажный бизнес-центр. А общая площадь нового комплекса будет в восемь раз больше старого Института курортологии. Собственно, с вырубки парка, на месте которого и появится офисное здание, и началась история конца Института курортологии. Еще до принятия официального решения о сносе и новом строительстве были вырублены все деревья во дворе Института курортологии, причем уничтожение парка было оформлено задним числом и обосновывалось в распоряжении правительства Москвы «социальной значимостью проекта».
Рядом с Институтом курортологии находятся несколько жилых домов, административные здания и памятник архитектуры Доходный дом Щербатовых. Под окнами всех этих зданий и вырастет бизнес-комплекс, а дворы этих домов превратятся в проезды для автомобилей сотрудников офисного центра. О том, что качество лечения в институте резко повысится, и говорить не приходится -- вместо того, чтобы бесцельно бродить по парку, пациенты смогут посещать магазины и рестораны, которые будут занимать первые этажи бизнес-центра.
Александр ЗМЕУЛ